Долгий путь в горы был слегка тревожным. Я без помощника, команда у нас большая, погода грозит пролиться дождем. Да еще и автозаброска, предстоящая нам. Но как всегда тревоги оказались напрасными и мы следующим днем вполне благополучно добрались в глубину Южно-Чуйского хребта, к устью небольшой реки Верхний Тура-Оюк. Здесь кончается дорога, идущая от Чуйского тракта через Бельтир и далее по долине рек Чаган и Аккол.

На подъеме в долину Тура-Оюк

Мы остались наедине с Природой. Не сосем одни – здесь стояла лагерем еще одна группа туристов. Решили подняться и сделать закладку у озера Тура-Оюк. Четырехсотметровый довольно резкий подъем дался непросто – нам еще предстояло втянуться в режим физических нагрузок. Осмотрели водопад, прошли немного вверх по висячей долине. Немного не дойдя до большого озера, остановились у небольшого озерца. Погода была неустойчивой, ветреной, но здесь было относительно спокойно. Здесь было и место под лагерь. Посовещавшись, решили, что именно здесь мы потом и разобьем бивуак. Соответственно, найдя подходящее место, спрятали закладку и двинулись вниз.

Следующий день снова не порадовал солнцем. Переход был коротким, слегка усложненным бродом через Аккол. И вот мы на огромной поляне перед большой мореной, запирающей долину. Место здесь столько, что в пору в футбол играть. По пути набрали хвороста, да и здесь можно его пособирать. Так что будем еще и с костром. Хотя мы уже выше границы леса и на эти случаи у нас есть газ.

Река Аккол перед мореной

Ну, вот и радостный момент – яркое, солнечное утро. Спешим подняться на морену, укрывшую среди своих валов и складок множество маленьких озер различных оттенков. Число тяготеет к 30. Специально ходили и считали. Хотя на первый взгляд так не кажется. В попытке угадать их число самой большой была названа цифра 18, насколько я помню. Но реальность оказалась еще более интересной. В верхней части к морене примыкает большое мутное озеро, а выше виднеется Софийский ледник, возглавляемый живописными вершинами: Брат, Ксения, Сестра. Рельеф Южно-Чуйского хребта здесь имеет неповторимый вид. Остроконечные пики вздымаются над заснеженной гладью ледника. Их абсолютная высота не очень большая – до 3700 м. Однако Это ничуть не умаляет впечатлений!

Софийские озера

Сегодня идем в радиалку на перевал Удачный. Для всех весь поход открытие, а для меня – перевал. Как окажется, он вполне оправдает свое название. Особых препятствий нет — иди, трудись и успевай наслаждаться видами. Поднялись на первую ступень, с которой сплошным каскадом ниспадает ручей. Затем на вторую, подошли к месту, где должно быть озеро и обнаружили лишь его остатки. Очевидно переполнившись, оно размыло небольшую дамбу и утекло как и легендарное озеро Маашей. Хорошо видимые следы катаклизма указывали именно на это. Прошли еще немного, открылся язык ледника, на котором виднелась группа туристов. Мы их нагоним уже на перевале. Мы без кошек не решились двигаться по леднику, что было бы значительно проще. Мы налегке и по каменным завалам благополучно достигли перевала. Открылся вид на долину Караоюка с озерами, окрестные вершины и поле ледника Удачный. Счастливые мы вернулись в лагерь.

Вид с перевала Удачный в сторону Караоюка

Первый этап нашего путешествия прошел вполне удачно. Далее наш путь в долину Тура-Оюк, к перевалу Ленинградский. Добрались к упомянутому уже небольшому озерцу, к оставленной закладке. Погода снова закапризничала. Южно-Чуйский хребет в целом значительно суше того же Катунского, но даже для него такая погода не была похожа на августовскую – слишком влажно. Но нет худа без добра – вечером нас порадовала яркая дуга радуги, перекинувшейся через всю долину.

Радуга на Тура-Оюке

Сегодня у нас запланировано прохождение перевала Ленинградский. И погода снова замечательная. Собственно таковой она была именно дважды и именно в дни, запланированные на перевалы. Проведение!

Перевал Ленинградский издали кажется совершенно неприступным

Озеро Тура-Оюк

Ранний подъем. Прошли большое озеро Тура-Оюк. Утром, как только встали мы уже сбегали на него, чтобы застать зеркальное отражение, которое оказалось действительно чарующим. Начали постепенный подъем под перевальный взлет. А вот уже и он. Вблизи не кажется таким неприступным и крутым, как это виделось издалека. Но высота уже начинает сказываться, усталость заставляет делать частые остановки. А вот уже и седловина. Радость, фотографии, перекус, отдых…

Мы на перевале Ленинградском

На относительно несложном спуске оказался неприятный сюрприз. Часть боковой морены сошла вместе со всем склоном оползнем и прохождение этого участка стало довольно опасным. С осторожностью мы преодолели его. Далее все было значительно проще и мы счастливые и уставшие дошли до небольшого озера, спрятавшегося в оригинальном скальном кармане. Отсюда уже была видна долина Талдуры, но нам спешить некуда и как запланировали, мы разбили лагерь у озера.

Стоянка на небольшом озере

Виды здесь и в ближайших окрестностях были великолепны. Жаль только что погода ни сегодня, ни завтра так и не позволит сделать оригинальных кадров. Раз на раз не приходится! Будет повод оказаться здесь еще раз!

Внизу Талдура

Спуск в долину Талдуры также прошел безмятежно, тем более что переход был короток и легок. Остановились мы у небольшого озерца, которое приметили еще сверху. Дрова есть, вода есть – все замечательно! Здесь мы проведем три ночи, бегая в радиалки. Хотя до Талдуринского ледника пойдут лишь трое, остальные будут бродить по окрестностям нисколько не тяготясь долгожданным отдыхом. Кроме того погода за два дня так и позволила насладиться видами Талдуры в полной мере. Священная гора Иикту так и не открылась нам!

Стоянка у озера на Талдуре

Примечательным был эпизод, когда «джипари» в попытке одолеть вброд Талдуру, едва не потеряли машину. С трудом им все же удалось перебраться на других автомобилях на противоположный берег и спасти пострадавший автомобиль. Все окончилось благополучно.

Путь вниз по Талдуре также прошел без приключений. Мы благополучно перебродили Талдуру и по дороге бодро дошли до моста и далее до развилки, когда дорога снова ушла вброд на противоположный берег. Мы же по тропе двинулись вниз правым берегом.

Ночевка у нас прошла в весьма интересном месте, на склоне горы у крохотного источника. Это пришлось сделать, поскольку мы проскочили все ручьи, коих в низовьях Талдуры немного.

Потом будет выход к машине и путь домой. Правда, здесь не обошлось без приключений. Машина, которая должна была нас забрать, сломалась и нас встречала другая. Но все обошлось как всегда оставляя в памяти лишь приятные и счастливые моменты!

Так прошло одно из замечательных путешествий. В нашей копилке очередное посещение Южно-Чуйского хребта. Есть планы на него и в будущем.