Интерес людей к загадкам древности, тайным знаниям предков, местам силы особо проявляется в последнее время. И на этом фоне желание путешественников посетить плато Укок вполне понятно. Это сакральное место выделяется среди других достопримечательностей Алтая, имея особую ауру и привлекая туристов из многих уголков нашей страны и из-за рубежа. Каждый здесь ищет свое: силу, знания, просветление, видения… Но все находят прежде всего себя, свою заплутавшую в «джунглях» цивилизации душу, не оставаясь более прежними.

Новый день плато Укок

Новый день плато Укок

Алтай – знакомый и неизвестный

Пожалуй, нет в нашей стране человека, который не слышал об Алтае. У большинства слово «Алтай» вызывает определенные ассоциации: горы, чистая вода, Шукшин, Рерих, Беловодье, Шамбала… Миллионы людей побывали здесь. Но Алтай хранит загадки для любого – здесь найдет интересное, непознанное как новичок, так и искушенный.

Есть на Алтае величественная Белуха. Ее крутые заснеженные пики поднимаются выше четырех с половиной тысяч метров. Здесь проложены достаточно сложные альпинистские маршруты. А сама гора овеяна легендами и обладает особой энергетикой. В окрестностях Белухи в поисках Беловодья осели в свое время староверы. Эти благодатные места посетил в свое время Н.К. Рерих в ходе трансазитской экспедиции. Есть на Алтае красавица Катунь, приютившая на своих берегах множество туркомплексов. Своенравная «госпожа», как переводится название реки, привлекает туристов, как красотой, так и возможностью сплавиться на рафте. Есть на Алтае Телецкое озеро. Алтын-Коль называют его Алтайцы, что значит Золотое озеро. Достаточно глубокое (более трехсот метров) оно содержит около сорока кубических километров чистейшей воды! А легенды из прошлого окутали окрестные горы словно туманом. Здесь их, пожалуй, больше всего. Может более чем по одной на каждую из семидесяти речушек, впадающих в озеро. Есть на Алтае популярный альпцентр «Актру». Добраться до него несложно и возможно даже с детьми. Несложные экскурсии к ледникам, где начинается река Актру, расширяют кругозор. А любители альпинизма получают возможность совершить восхождения от простых до сложнейших.

Пасмурное утро

Пасмурное утро

Есть на Алтае и менее известные большинству достопримечательности. Реки Аргут, Чуя, Чулышман относятся к сложнейшим для прохождения спортсменами-водниками. А Башкаус и вовсе одна из сложнейших в мире. На ней находятся 214 порогов на 185 км!

Интересен Алтай и для спелеотуристов. Пещера Экологическая самая глубокая в Сибири – 345 м. Этот список можно продолжать бесконечно. Но мы обратим свой взор на одно из самых таинственных мест на Алтае – плато Укок.

Многие слышали об этом затерянном среди заснеженных вершин месте. Но, если другие достопримечательности Алтая посещают десятки и сотни тысяч туристов, то Укок остается местом труднодоступным. Пропускной режим приграничной территории, высокие перевалы, постоянно меняющаяся погода стоит на пути туриста. Единицы турфирм реально проводят здесь туры. «Дикому» туристу и вовсе сложно сюда попасть. Но тех, кто желает посетить Укок с каждым годом становится все больше. Что манит путешественника в это суровое место?

Здесь нет отелей, и все путешествие осуществляется на внедорожниках в автономном, экспедиционном режиме. Здесь может побывать только тот, кому нравится романтика палаточного лагеря, разговоров у костра, вкус неприхотливой полевой кухни. Только те, кто не обращает внимание на отсутствие комфорта, а концентрирует внимание на высоких и тонких материях, может полюбить эти места.

Романтика экспедиционной жизни

Романтика экспедиционной жизни

Эстетика ландшафтов Укока понятна не всем, но по-своему уникальна. Здесь нет деревьев, поскольку мы находимся выше границы леса, а скудная травка высокогорных пастбищ колышется под напором холодного ветра. Короткое лето дает возможность отцвести немногочисленным эндемикам. Особенно экзотично выглядят цветы на фоне заснеженных склонов. Солнце прогревает воздух только ко второй половине июня. Тогда открываются перевалы. Но снег может обелить вершины даже в июле.

Покосившиеся зимовья, притаившиеся среди холмов, ждут своих хозяев. Здесь хорошие зимние пастбища, используемые с давних времен. Снега на открытой нагорной равнине выпадает не¬много, да и тот скоро разносится ветром. Зимовья стоят по краям долины у северной и южной подошвы горных склонов, где есть защита от ветра и непогоды. Ежегодно на плоскогорье Укок осенью и зимой живут около 20 се¬мей пастухов. Большинство их из Джазатора. Стада пасутся только на своей территории, граница которой проходит по ручью, озеру или скале.

Умиротворение

Умиротворение

Недаром к Укоку применяют эпитет «Небесное пастбище». Оно поднято природой на физическую и духовную высоту. И внешняя простота и неприхотливость ландшафта жива и одухотворена. И обычная жизнь кочевников-пастухов здесь всегда имела сакральное значение. Они – наши предки, оживающие в воображении. Как замечательно вписывается в этот пейзаж одинокий всадник, неспешно бредущий по долине, дым удаленного стойбища и орел, парящий на фоне бескрайнего синего неба.

Зимовья Укока

Зимовья Укока

Сумерки сменяют день. Меняются декорации. Природа успокаивается. Солнце передает эстафету ночи, окрашивая облака и горы в розовые тона. Укок – место покоя и лишь ветру позволено нарушать тишину. Но он стихает и в безмолвии ощущаешь умиротворение.

По мнению многих, такого звездного неба как на Укоке нет нигде. Бриллиантовая россыпь звездных миров настолько близка, что заставляет тебя думать, что ты находишься выше остального, бренного мира. Время замедляет свой бег, а то и вовсе останавливается. Даже скептики, завороженные закатом, сумерками, звездным небом на Укоке говорят о необычных чувствах, о сильной энергии этого места. Кто-то видит необычные сны, кто-то общается с духами.

Летняя ночь коротка. И вот уже поднимается утренний туман, протянувшийся по долине Ак-Алахи, увенчанный, словно короной горным массивом Табын-Богдо-Ола. Тихо. И, кажется, эти величественные горы начинают с тобой разговаривать… Мысли поднимаются высоко, в памяти всплывают завораживающие местные названия: Ак-Алаха, Кальджин, Кара-Чад, Калгуты, Бертек, Аргамджи, Кийтын…

Всякий раз, когда отправляешься на Укок, возникает ощущение, что перемещаешься во времени, вглубь веков. И может это один главнейших аспектов путешествия. Но интересно и множество достопримечательностей, с которыми мы получаем возможность ознакомиться.

Туман

Туман

 

Чуйский тракт, по которому мы движемся от города Бийска, отстроен лишь в начале прошлого века, а до этого представлял собой опасную вьючную тропу. Его благоустройство следствие развития торговли. Изыскания проводил в 1914 г. известный в будущем писатель В.Я. Шишков.

Проезжаем село Сростки – родину В.М. Шукшина. Едем вдоль красавицы Катуни. На горизонте поднимается гора Бабырган – первый форпост алтайских гор. Проезжаем административную границу Алтайского края и Республики Алтай, поселок Майму, который стал уже практически пригородом столицы республики города Горно-Алтайска.

Постепенно горы становятся выше, появляются гольцы с пятнами снега. Хотя на Алтае обычно говорят не «гольцы», а «белки». Вершины гор поднимаются выше границы леса. Там горная тундра, а еще выше каменная пустыня. Но и здесь можно увидеть одинокий горный цветок, притаившийся в каменном распадке, бывает вспорхнет каменная куропатка. Снег здесь сходит лишь к июлю, но и в разгар лета, вершины могут убелиться, неизменно притягивая взгляд.

Первый перевал на нашем пути – Семинский, имеет высоту более 1800 м. У дороги в 1956 г. установлена стела в честь 200-летия присоединения Алтая к России. Перевал оказался границей, до которой дошли китайские войска. Летом 1754 г. цинские карательные отряды вторглись на территорию Горного Алтая. Несмотря на сопротивление алтайских зайсанов (князей), Южный Алтай был оккупирован. Все эти события ускорили процесс вхождения алтайских племен в состав российской империи. В 1756 г. 12 алтайских зайсанов обратились к царскому правительству с просьбой признать их подданными российского государства. 2 мая 1756 г. императрица Елизавета Петровна издала соответствующий указ.

Немного времени и вот уже подъем на следующий перевал на нашем пути – Чике-Таман. Он ниже Семинского, но серпантин его впечатляет.

Добираемся до устья Чуи – урочища Чуй-Оозы. Здесь река Чуя впадает в Катунь. А дорога уходит в долину реки Чуя, оправдывая название Чуйского тракта.

Другой интересной достопримечательностью являются наскальные рисунки святилища Калбак-Таш. Доступное, расположенное в непосредственной близости от дороги, оно позволяет познакомиться с богатством древних знаний населения Алтая. Здесь находится около 5 тыс. рисунков, которые раскрывают разные стороны жизни людей древних эпох: от религиозных до бытовых. Интересны изображения оленей, волков, козлов, колесниц. Выделяются рисунки человекоподобных существ и не существующих в природе фантастических хищников, порожденных воображением древнего художника.

На «Кочевнике»

На «Кочевнике»

Для ночевки выбираем юрточный кемпинг «Кочевник», что расположился на берегу Чуи перед Чибитом. Здесь есть хорошая банька и кафе. Ночевка на нашем пути интересна тем, что мы размещаемся в казахских юртах и алтайском аиле. Это придает особую романтику нашему путешествию, а пожить в палатках мы еще успеем. Шестигранный сруб аила с конусом крыши напоминает пирамиду, а юрта – сферу. Эти жилища, пришедшие из веков, имеют мощную энергетику, являясь для людей также своеобразным храмом. Здесь строго регламентировано поведение и расположение мебели и утвари. Священны очаг, порог, а шанырак – верхний обод юрты и вовсе передается из поколения в поколение.

Мы находимся недалеко от границы нашей Родины. И на следующий день нам необходимо оформить пропуска в погранзону. Это делаем в Акташском погрануправлении.

Чуйская степь

Чуйская степь

Отправляемся в путь. Хорошая погода позволяет насладиться видами Чуйских белков. Четырехкилометровые исполины в белом одеянии отражаются в водах Чуи. Здесь одни из самых замечательных пейзажей на Чуйском тракте. Наслаждаемся залесенными склонами, высоко поднимающимися и пытающимися дотянуться до самого снега – скоро виды изменяться.

Верблюды Чуйской степи

Верблюды Чуйской степи

Постепенно мы добираемся в Чуйскую степь, где расположен районный центр Республики Алтай – поселок Кош-Агач. Здесь настоящая экзотика. Полупустынный высокогорный ландшафт удивляет. Сибирская природа полностью уступила место центрально-азиатским ландшафтам. Бродят верблюды, давая понять, что ты попал в другой мир. Разнообразие пейзажей одна из особенностей Алтая, где каждый найдет место по нраву: тайга, сосновые боры, горные степи, альпийские высокогорья, безлесные горы Монгольского Алтая.

Древнее капище

Древнее капище

От Кош-Агача движемся в южном направлении. Здесь у границы Чуйской степи, перед въездом в горное ущелье мы посещаем еще одну интересную достопримечательность на нашем пути. Это древнее капище, по всей видимости, используемое и по сей день. Наскальные рисунки и камень-жертвенник в восточной части своеобразного круга из глыб, некоторые из которых оказались здесь по природным факторам. Иные были положены людьми. Но, так или иначе, получился хорошо различимый круг. Место это интересно еще и как первые ворота на Укок. Древние пути с севера на Укок пролегали, безусловно, здесь.

Проезжаем Тархатинскую (Солонешинскую) пограничную заставу. Проверка документов. Далее дорога идет по ущелью реки Тархаты. Пустынные горы с небольшими островками лиственничного леса высоко поднимаются над суровым ущельем. Взгляд упирается в вершины Сайлюгемского хребта, на которых уже лежит снег. Одно из ущелий, уходящих влево от нас – долина реки Каланегир печально известно катастрофой произошедшей в январе 2009 г. Здесь упал вертолет с горе-охотниками на архаров или аргали. Когда власти не могут как полагается оберегать природу, Алтай сам встает на стражу своих владений.

У Тархатинского озера

У Тархатинского озера

Долина расширяется, открываясь к западу, куда поворачивает и дорога. Проезжаем озеро Тархатинское. Расположено оно на высоте 2325 м, его длина 1,2 км. На нем сейчас есть небольшое кафе и дом, в котором за небольшую плату можно остановиться на ночь. Немного выше него находится своеобразный водораздел: на востоке бассейн Чуи, на западе – Аргута. Его зачастую называют Тархатинским перевалом. На 70-м км от Кош-Агача развилка. Указатель: Джазатор – 70 (вправо), Калгуты – 30. Поворачиваем влево.

Обоо Джумалинского перевала

Обоо Джумалинского перевала

Дорога тянется по долине небольшой реки Усай. Ланшафт строг. Чувствуется холодное дыхание монгольских высокгорных степей. Кто не бывал в Монголии может отчетливо представить себе, что может ожидать его на родине Чингисхана. Начинается постепенный подъем на Джумалинский перевал высотою 2750 м. Перед седловиной перевала влево уходит едва заметная дорога. Интересно, что именно эта дорога показана на советских картах как главная, а та, по которой мы движемся второстепенная.

На перевале сооружено обоо – древнейший знак почитания духов местности. Это культовая каменная пирамида с шестом наверху, на котором повязаны ленты. Ленты «дьялама», как называют их на Алтае, повязывают также на деревьях у источников и других святых местах. Уважение и молитва сосредоточились в этих, колышущихся на ветру разноцветных лентах.

С перевала открывается замечательный вид на пики Южно-Чуйского хребта. Эти четырехкилометровые стражи выстроились в ряд, словно охраняя тайны Укока с севера. Особенно замечательны они на рассвете, когда заснеженные конусы принимают розовый цвет.

Спускаемся в западном направлении в долину реки Жумалы. Здесь в долине расположены два проточных озера: Жумалинское (2328 м) и Красное (ниже).

Долина Джумалы

Долина Джумалы

Их размеры в длину невелики – около километра.

Внимание! Если ваша компания не в состоянии исполнять строгие правила посещения Джумалинских источников, то лучше разбить лагерь на одном из этих озер.

Джумалинские источники

Джумалинские источники

На нашем пути мы встречаем термальный радоновый источник, который играет как культовую роль, так и хорошую возможность поправить здоровье. Это своеобразный местный «курорт»: несколько изб-бань, в которых сделаны ванны с проточной водой и домов для проживания. Это Джумалинские ключи — вторые ворота на плато Укок. Здесь строгие правила и можно наблюдать, как местное население использует энергетику Матери-земли для поддержания своего здоровья. Не банальное погружение в воду, но прежде всего особый ритуал и молитвы.

Установка юрты

Установка юрты

Источник расположен на высоте 2405 м, на правом берегу реки Джумалы. Местные казахи называют источник Джума, т.е. «пятничная коллективная молитва». Давно известен, поскольку лежит на пути древних кочевий. Зимой источник не замерзает. Находится на месте энергетического разлома. Непосредственно рядом с источниками находится небольшая горно-обогатительная фабрика. А в 6 км от источника, вверх по долине, находится рудник Калгуты. В 1944-1954 гг. здесь добывали стратегический вольфрам и мо¬либден. В 1954 г. вольфрам начали покупать в Китае и рудник законсервировали. В последние годы на Калгутинском месторож¬дении в радиусе 5 км выявлены запасы цезия и бериллия. Сейчас на руднике живет и работает около 20 человек.

Подъем на Теплый ключ

Подъем на Теплый ключ

Впереди одно из серьезнейших препятствий на пути к плато Укок – перевал Теплый ключ. Это высочайший автодорожный перевал на Алтае высотой более 2900 м. Его преодоление требует мастерства от водителя, выносливости от техники и смелости от туристов. Преодолев эти, третьи ворота мы оказываемся на территории вожделенного для многих плоскогорья.

На перевале Теплый ключ

На перевале Теплый ключ

Здесь требуется транспорт высокой проходимости, как минимум «УАЗ» и желательно не один. Наиболее подходящий транспорт для этих мест «Урал» и «ГАЗ 66». Географически перевал открыт июль-август. На перевальном седле находится небольшое озеро, обоо и православный крест.

Над Укоком

Над Укоком

Сама седловина не столь интересна как виды, открывающиеся при подъеме на перевал. Дорога тонкой лентой протянулась по огромному склону. Справа от нас огромный цирк, ограниченный отвесными скалами и приютивший небольшие озера-блюдца. А на спуске мы имеем возможность увидеть белоснежные купола Табын-Богдо-Ола – горного массива, который будет притягивать взгляд на протяжении всего путешествия по Укоку. Дорога, отвоевав у огромного крутого склона небольшую полочку также сложна и опасна. Скорость передвижения немногим больше, чем у пешего путника.

Река Калгуты

Река Калгуты

Спустившись с перевала, дорога подходит к броду через правый исток реки Калгуты, перебирается на ее правый берег, и преодолев отрог с бараньими лбами (здесь есть наскальные рисунки) снова спускается к броду через Калгуты. Но теперь река намного больше, да и выезд на противоположный берег сложнее. Влево пошла дорога на перевал Улан-Даба. Мы поворачиваем вправо. Едем по левому берегу реки Калгуты. Здесь пролегал древний Кобдинский тракт, о котором мы еще скажем. Название реки «Калгуты» происходит от монгольского «халаалгат» — «ворота».

Впереди относительно неплохой участок дороги. Подъезжаем к броду через реку Аргамджи. Интересно, что мы встретим несколько рек с таким названием. И, о, парадокс! Перевод означает «теплая река»…

Каменные изваяния

Каменные изваяния

Долина сужается, снова дважды преодолеваем вброд реку Калгуты и ее протоки. Еще один участок неплохой дороги – скорость увеличивается. Не доехав 800 м до бывшей погранзаставы Аргамджи, ликвидированной в 2009 г., поворачиваем влево и движемся вдоль столбов в южном направлении. Сейчас мы в наибольшей близости от горного массива Табын-Богдо-Ола.

Дорога снова забирает на запад. Проезжаем болотину на небольшом ручье, затем каменистый участок. Преодолеваем вброд реку с зеленоватой водой и уже знакомым названием Аргамджи. Озеро Гусиное объезжаем по южному берегу. Оно располагается на высоте 2217 м. Имеет небольшие размеры: длина 1,2 км, ширина 0,8 км. Это одно из многих остаточных термокарстовых озер, которые были свидетелями существования крупного подпрудного озера. Небольшой брод через Кара-Чад. Начинается подъем из Калгутинской котловины. Небольшой спуск к ручью Музды-Булак и снова подъем.

Лагерь экспедиции

Лагерь экспедиции

Плато Укок

Монгольское слово «Укок» переводится как «крупная возвышенность с плоским верхом». «Ук-Кок» с тюркского языка можно перевести как «голубой (небесный) род». Третий вариант перевода «укек» — стужа. Но какой бы смысл мы не пытались найти в этом названии, звучит оно красиво и завораживающе.

Слияние Ак-Алахи и Калгуты

Слияние Ак-Алахи и Калгуты

Средние высоты плоскогорья около 2500 м. Наибольшие: г. Майтобе (3242 м) и г. Вершина Садакбая (3298 м). Ярко выражены две котловины: Бертекская и Калгутинская. Наименьшая высота 2170 м.

Затерявшись у границ четырех государств (России, Китая, Монголии и Казахстана), расположенное на стыке географических (горных и речных) и этнополитических систем, с глубокой древности плато входило в зону активных историко-культурных процессов. Здесь находится стык трех мировых религий: буддизма, христианства и мусульманства, среди которых затерялись шаманские традиции. Здесь пересекались кочевые пути родоплеменных объединений алтайцев, тувинцев, казахов, монголов.

«Поговорим, ребята!»

«Поговорим, ребята!»

На территории плато образован Природный парк «Зона Покоя Укок» с различными режимами пользования, в том числе и заповедным. В 1994 г. власти Республики Алтай объявили эту территорию «Зоной Покоя», введя мораторий на археологические раскопки. Так и закрепилось это название в значительной мере оправданное. Первозданная тишина и покой во все времена оберегались на этой земле.

Массив Табын-Богдо-Ола

С юга плато обрамлено заснеженными куполами массива Табын-Богдо-Ола и острыми пиками Южного Алтая. Белые вершины массива видны со всех точек Укока (кроме крайних западных), являясь венцом и центром притяжения пейзажа. Они возвышаются над плато на два километра, часто укрываясь туманом и облаками. Словно спящие богатыри они во все времена вызывали священный трепет. Название массива, которое на монгольский манер звучит «Таван-Богд-Уул» переводится «Пять Священных Вершин». По преданиям это название горам дал Чингисхан. Это самый большой центр оледенения на Алтае. А вершины достигают 4374 м, что немногим меньше Белухи. Это высота пика Кийтын, получившего после советско-монгольского восхождения второе название – Найрамдал (Дружба).

Одним из первых этот район Алтая исследовал В.В. Сапожников. И именно он присвоил название главной вершине массива – Кийтын. Остальные четыре пика получили названия: Белый шатер, Снежная церковь, Петр Петрович (в честь великого русского географа П.П. Семенова-Тянь-Шаньского, в течение более сорока лет, до 1914 г., возглавлявшего Русское географическое общество) и Красавица.

Экспедиция на Укоке

Экспедиция на Укоке

Количество ледников массива достигает цифры 61, а общая их площадь – 222,3 км.кв. Для сравнения площадь оледенение Белухи 150 км.кв. Основные очаги оледенения в массиве Табын-Богдо-Ола находятся на территории Монголии (ледник Потанина) и Китая (ледник Пржевальского). К Российскому Алтаю относятся лишь северные склоны узла. Размеры крупнейшего ледника Алтая – Потанина (Потанины-Мусэн-Гол): площадь 38,5 км.кв, длина 11,5 км.

На пик Кийтын с юга и севера проложены альпинистские маршруты 2Б-3А к.с. Ледовые отвесы вершины с востока и скальные с запада (4-5 к.с.) ждут своих первопроходцев. Перевалы в районе разнообразны по сложности, от некатегорийных до 3Б к.с. Много возможностей для первопроходов и восхождений любой категории сложности. Впервые на вершину Кийтын Восточная совершают восхождение в 1915 г. братья Б.В. и М.В. Троновы. Хотя, по некоторым данным, вершины они тогда не достигли.

Принцесса Укок

Не только суровая красота ландшафта притягивает людей к этому месту. Плато Укок стало знаменитым после сенсационных археологических находок 1993 г. «Принцесса Укок», «Алтайская принцесса», «Княжна Кадын» — разные имена дали молодой женщине, мумию которой нашли в одном из скифских курганов. И именно этот курган является одной из главнейших целей посещения плато.

У кургана «Принцессы»

У кургана «Принцессы»

 

Возраст находки из кургана «Ак-Алаха — 3», как называется захоронение «Принцессы» около 2,5 тыс. лет. Молодая женщина прекрасно сохранилась, мумифицировалась благодаря действию природных факторов, а также процедуры бальзамирования. Почти сразу после захоронения, вероятно осенью, в ее склеп под курганом просочились грунтовые воды. С наступлением морозов они замерзли, а насыпанная сверху земля много веков не давала им оттаять.

Интересно, что это было так называемое впускное захоронение, т.е. поверх захоронения «Принцессы» позже было сделано второе захоронение — воина-каракобинца. Это и помогло сохранить ценную находку от марадеров, разграбивших первое захоронение.

Новосибирские ученые, исследовав мумию, пришли к выводу, что «Принцесса» не принадлежит ни к одной из известных монголоидных рас, населяющих землю. Внешность ее напоминает европейскую. Девушка скончалась в возрасте 23 лет. Вместе с ней была захоронена шестерка украшенных коней золотисто-рыжей масти. Ее одежда из тончайшего шелка обрамлена толстым красным поясом — знаком воина и посвященного. Найденная в ее руках палочка из лиственницы — ритуальный символ, такие палочки еще в добуддистские времена считались орудием «сотворения мира» и вкладывались в руки высших божественных особ. Высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе женщины, которая согласно древним поверьям хранила тайну бессмертия. «Принцесса» покрыта татуировкой, что, по мнению археологов, так же свидетельствует о благородном происхождении.

Поклонение

Поклонение

Ученые Научно-исследовательского центра биологических структур, которые поддерживают в отличном состоянии мумию Владимира Ленина, отреставрировали и «Княжну Кадын». В течение нескольких лет она выставлялась на различных международных выставках. Все это время общественность Горного Алтая требовала и требует по сей день вернуть мумию. Некоторые ярые сторонники алтайской культуры даже предлагают закопать ее и восстановить скифский курган. Они утверждают, что нельзя тревожить покой предков, а их захоронения необходимо оберегать. После землетрясения 2003 г. страсти вокруг «Принцессы» усилились. Местное население обвинило власти и археологов, потревоживших древнее захоронение, что землетрясения это последствия их действий.

Мумия сейчас в Новосибирске, в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения Академии наук. Работа по ее изучению продолжается.

Необходимо отметить, что захоронение «Принцессы», безусловно, уникальное, но не единственное найденное на Укоке и тем более на Алтае. Множество археологических находок позволяют получить довольно четкую картину прошедших веков, хотя и не лишенную налета тайн и загадок.

Еще об археологических памятниках Укока

Плато Укок является богатейшим музеем под открытым небом. Здесь находятся более 600 архео¬логических объектов, которые представлены курганами с каменными насыпями округлой формы, каменными оградами прямоугольной и круг¬лой форм, небольшими задернованными овальными каменными выклад¬ками, стелами, балбалами, обоо, петроглифами, надписями. Из всех открытий Укока наибольшую известность получили погребения пазырыкской культуры на могильниках Ак-Алаха 1 и 3, Верх-Кальджин 2, Куртунгунтас. В могильных ямах этих курганов имелись конструкции в виде срубов, в которых, благодаря линзам мерзлоты, сохранились уникальные материалы: высокохудожественные изделия из дерева, войлока, кожи, тканей.

Курганы Укока

Курганы Укока

Концом XIX в. предположительно датирована погребальные сооружения казахского кладбища «Ак-бейты» (Белые могилы). Расположенное на высокой гриве на правом берегу Ак-Алахи, в устье реки Калгуты, оно, вероятно, имело характер родового могильника. Его обширные мавзолеи, возведенные из сырцового кирпича, плитняка и каменных глыб, соответствовали канонам XIX в. и, без сомнения, служили семейными усыпальницами.

«Ак-Бейты»

«Ак-Бейты»

Неподалеку от «Ак-бейты» находится Бертекская писаница – группа петроглифов на скале Кызыл-Тас. Единый стиль изображений позволил археологам датировать основной массив рисунков раннескифским временем. Центральная часть писаницы включает в себя свыше 120 персонажей.

Кобдинский тракт

Уникальность Укока на этом не заканчивается. Обратимся к малоизвестному, но интереснейшему факту. Двигаясь по обустроенному Чуйскому тракту, мы и не задумывались, что в древности высокие горные хребты и глубокие долины рек Алтая не позволяли свободно передвигаться с востока на запад. Ближайший путь пролегал через Джунгарию южнее Алтайской горной системы. Но был и другой логичный и довольно доступный путь. И проходил он именно по Укоку! Оказываясь здесь, казалось бы на «краю» земли, поражаешься этому факту. Охватывает чувство причастности к древности. Здесь пролегал древний караванный путь, связывающий Центрально-Азиатские регионы Монголии и Китая с Прииртышьем и далее на запад и юг со всем миром. Это одна из северных ветвей Великого Шелкового пути.

Позднее, после захвата Цинской империей Джунгарии здесь прошел китайский почтовый тракт. Через каждые 40 км были организованы почтовые станции — урте, на которых временно проживали приписанные к этой дороге местные жители. Кобдинский тракт с монгольской стороны выходил на Укок через пологий и широкий перевал Улан-Даба (2696 м). С плоскогорья он уходил в долину Бухтармы через невысокий перевал Укок (2519 м). Из Китая привозили чай, а из Алтая вывозили маральи рога, кото¬рые заготавливали старообрядцы.

В советское время по этому пути перегоняли скот из Монголии в Семипалатинск, на самый крупный в СССР Семипалатинский мясокомбинат. Знаменитой семипалатинской тушенкой снабжалась армия. Отары овец (по 2 тыс. голов) шли с интервалом 6-10 км. На всем пути (через 20 км) были сооружены стоянки, состоящие из хороших рубленых домов и загонов для скота. После развала СССР скот перестали гонять в Казахстан. Семипалатинский мясокомбинат пришел в упадок.

Страсти вокруг плато Укок

Плато Укок оказалось в центре и других событий. Разгорелись и улеглись на время страсти вокруг строительства газопровода и дороги в Китай. Здесь, по хребту Южный Алтай, через перевал Канас (2650 м) проходит единственный в Западной Сибири 40-ки¬лометровый участок, где Россия граничит с Китаем. С давних пор старо¬обрядцы пользовались перевалом Канас для ухода в Синьцзян. В 1999 г. был создан проект строительства дороги «Алтайский край — Синьцзян» по мар¬шруту Барнаул — Бийск — Кош-Агач — перевал Жумалы — перевал Аккол — река Акколь — перевал Канас — город Алтай. Рядом с автодорогой планируется пост¬роить газопровод. Эти проекты вызвали серьезные дебаты, как на республиканском, так и на федеральном уровне. Нужны ли эти проекты Алтаю? По последним данным газопровод строиться будет, а реализация планов по строительству дороги сегодня не рассматривается.

У границы с Китаем

У границы с Китаем

Шамбала и Белый остров

Местом «жизни» или местом «смерти» (погребения) было испокон веков плато Укок? Второе бесспорно, так как многие культуры прошлого выбирали эти места для захоронений. Но есть и другие версии. Как мы уже успели убедиться Укок с давних пор являлся важным связующим звеном в общении народов Центральной и Средней Азии. Но можно обратиться и к более древним временам. С Алтаем связано множество легенд. И, «ненайденные» Шамбала и Беловодье, как ни с чем другим связаны с Алтаем. Интересна и легенда о Белом острове, находившемся где-то на севере. Но север понятие относительное. И для многих стран Алтай находится на севере. Не Алтай ли был в глубокой древности тем Белым островом, где жили мудрецы? Не Укок ли был своеобразным Алтарем, а Белуха (которая соседствует с плато) и Табын-Богдо-Ола – священными вершинами того самого острова? Согласно легенде на Белом острове спаслись после глобальной катастрофы мудрецы таинственной цивилизации. Долгое время они были в полной изоляции. Впоследствии они разделились на две общины, ставшие основой для двух царств: наземного царства Шамбала и подземной страны Агарти. Согласно древним тибетским пророчествам, воины Шамбалы в будущем придут на помощь человечеству, и станут победителями в последней битве между силами Света и Тьмы на земле. Н.К. Рерих связывал последнюю схватку на земле с Алтаем.

Утро

Утро

До встречи на Алтае!

Интересно, практически любое путешествие по Алтаю имеет налет духовности, сакральности. Чем бы ни занимался турист: преодолением заснеженных перевалов; созерцанием прекрасных вершин, отражающихся в бирюзовых озерах; знакомством с культурой местного населения; осмотром археологических памятников – Алтай проникает в душу, заставляет задуматься. Возможно, это отличает путешествия по Алтаю от посещения множества других мест нашей планеты. Вы готовы в поиске красоты и знаний найти самого себя? Тогда в путь! До встречи на Алтае!

Флаг «Ару-Кема» над Укоком

Флаг «Ару-Кема» над Укоком