По ущельям Северо-Чуйского хребта

Чибит – перевал Орой – Шавла – Шавлинские озера.
Чибит – Маашей – Каракабак – Маашейское озеро.
Курай – Актру.

Здесь, на Северо-Чуйском хребте расположены одни из самых популярных маршрутов на Алтае. Здесь находится «чемпион красоты» — Шавлинское озеро, здесь перспективный и известный альплагерь «Актру». Здесь можно совершать интереснейшие горные переходы, а подъезд к району по Чуйскому тракту уже сам по себе интересен.

Северо-Чуйский хребет на карте Алтая:

Развернуть карту

Северо-Чуйский хребет

В северной части Центрального Алтая, восточнее Катунского хребта расположен Северо-Чуйский хребет. Вместе с Южно-Чуйским хребтом часто упоминается как «Чуйские белки». Он простирается с северо-запада на юго-восток на 140 км, ограничен с запада глубокой долиной Аргута. Южной и юго-восточной границей района служат долины рек Карагем и Чаган-Узун. Орография хребта сложна и представляет собой несколько примерно параллельных хребтов с общим направлением запад-восток. У туристов они получили свои названия: Чуйский, Шавлинский, Карагемский. Высота снеговой линии на северных склонах — около 2900 м, на южных — 3100 м и выше. Наибольшей высоты хребет достигает в центральной части, известного под названием горного узла Биш-Иирду (Пять остриев). Средняя высота хребта здесь около 3600 м, а ряд вершин превышает 4000 м (Маашей-Баш — 4173 м – главная вершина хребта, Актру — 4075 м, Куркуре – 3988 м). К центру хребта увеличиваются и размеры ледников, появляются карово-долинные и долинные ледники. Узел Биш-Иирду, представляющий сложную систему гребней, имеет значительные долинные ледники. Это Большой Маашей (длина 6,5 км, площадь 12,8 км2), Джело (4,0; 7,3), Левый Карагем (4,0; 6,6), Левый Актру (6,5; 5,2), Правый Актру (5,0; 4,0). Ниже всех спускается язык ледника Большой Маашей — 2200 м. Всего же на хребте 168 ледников общей площадью 177 км2. Перевалы хребта отличаются разнообразием, но имеют одну закономерность — северные и северо-восточные склоны перевалов круче, взлеты выше. Категории трудности перевалов — до 3Б, определяющий характер наиболее серьезных перевалов — снежно-ледовые.

Путешествие на Шавлинские озера

От Чибита (783 км Чуйского тракта) до Шавлинских озер около 35 км. В зависимости от подготовки группы и погодных условий на преодоление этого пути уходит от 1,5 до 3 дней в одну сторону.

В 4-х км от Чибита по дороге до Мажойского моста (вверх по Чуе) находится пешеходный мост через Чую. На некотором расстоянии до него ответвление дороги спускается вниз, не доходя непосредственно до моста. Далее уже тропа. Мост расположен немного выше устья реки Орой. Мост деревянный. Передвигаться по нему нужно с осторожностью, страхуя некоторых участников группы. Далее по тропе, идущей по правому берегу Ороя, мимо небольшой фермы, по поляне. Другой полуразобранный мост находится сразу за поселком. Им пользоваться нежелательно, так как идти по этой тропе сложнее.

От устья ручья Орой тропа, серпантином извиваясь по склону, уходит круто вверх. Ручей остается справа, но через некоторое время мы снова выходим к нему, а затем и пересекаем его. Здесь тропа значительно положе. Встречаются удобные стоянки. При слабом передвижении группы рекомендуется остановиться на ночлег на одной из них. Лес постепенно редеет, впереди просматривается горб ближайшего хребта с пятнами снега на нем. Тропа выводит на открытое плато, к скотопрогонной тропе. Здесь последнее место, удобное для стоянки. Далее на протяжении 10 км стоянок не будет. По тропе следует свернуть направо. Через некоторое время открывается проход между невысокими склонами – перевал Орой (2229 м). Слева, на перевальном седле — небольшой останец. Спуск так же некрутой, по заболоченному склону. Справа на плато виднеются небольшие озера плато Ештыкол. Его обходим по левому борту до пересечения одного из истоков реки Шабаги. Далее по правому берегу до разлучины, где одна тропа уходит прямо, а другая, по которой пойдем мы, вброд на левый берег Шабаги. На карте тропа неверно обозначена справа, ниже там пройти нельзя из-за скальных бомов. Вскоре слева начинается осыпь, тропа идет по краю осыпи и далее поднимается вверх, на борт долины Шабаги. Общий набор высоты составляет около 100 м, и некоторое время идет по лесу, вдалеке от воды. Затем спуск по лесу в долину ручья Ильтускан — левого притока Шабаги. В конце спуска тропа пересекает небольшой ручей и дальше на протяжении около 300 м до устья ручья Ильтускан много отличных стоянок. От Чибита мы прошли уже около 20 км. Дальше — 5 км до реки Шавла.

После моста через Ильтускан тропа ухудшается, поднимаясь на заваленный буреломами склон долины Шабаги. Тропа то приближается к реке, то отворачивает внутрь долины, вглубь леса. Долина Шабаги становится более пологой, и понижается в сторону Шавлы, чья долина подступает слева. До этого хорошо набитая тропа, начинает дробиться. Приближается развилка троп. Правая тропа уходит на слияние Шабаги и Шавлы, левая (более плотная) уходит вверх, в сторону Шавлинских озер. Снова встречаются стоянки. Здесь обычно останавливаются на вторую ночевку менее подготовленные группы.

Река Шавла вытекает из Шавлинского озера, далее, приняв в себя воды Левой Шавлы, река на протяжении 12 км течет в северном направлении. Там она сливается с рекой Шабагой и устремляется на запад. Общая протяженность реки от озера Шавло до устья составляет порядка 62 км. Долина реки в ее верхней половине узкая, ниже устья реки Ачик несколько расширяется. Лес растет почти на всем протяжении реки. Используется спортсменами-водниками для сплава. С точки зрения характера реки и тактики сплава, реку можно разделить на три участка: верхней Шавлы, основного технического участка средней Шавлы до впадения правого притока — реки Ачик, и «прогонного» участка нижней Шавлы.

Возвращаемся на основную тропу. Дальше, вверх по Шавле около 10 км до Нижнешавлинского озера. Впереди виднеются заснеженные вершины Северо-Чуйского хребта. Первая часть пути достаточно полога. На пол-пути река сильно меандрирует, а в некоторых местах и разливается как озеро. Но не обманывайтесь до озера еще 5 км. С этого места и далее впереди виднеются два ущелья. Правое – более короткое с хорошо видимым ледником Гляциологов. В левом находятся Шавлинские озера. Здесь-то и начинается последний крутой участок тропы. Справа, среди бурелома, прижатая к высокой красной скале, шумит Шавла.

Шавлинские моренно-подпрудные озера

Нижнее Шавлинское озеро находится на высоте 1900 м. Его длина 1500 м, ширина 500 м. Озеро имеет своеобразный ярко-бирюзовый цвет воды вследствие заметной примеси ледниковой мути. В летнее время на озерах можно купить рыбу, лепешки, сигареты, договорится о лошадях. В озере и реке водится хариус. Верхнее озеро состоит из двух частей, соединенных бурной протокой. Так же имеет бирюзовый цвет. Находится на высоте 2060 м, в 5-ти км от Нижнего. Зона леса поднимается выше озера. Подход к озеру осуществляется по правому берегу Шавлы, а затем среди огромных камней морены. Здесь река на некотором расстоянии течет под камнями и невидима. Еще несколько маленьких каровых озер находятся в приледниковой зоне. Все они имеют сток в Шавлу. От Верхнего озера тропа уходит левее на перевал Абыл-Оюк, а затем спускается в долину реки Карагем. Категория сложности перевала в летнее время 1Б. Другие перевалы ведут путешественников в долины рек Юнгур и Камрю. От Нижнего озера влево вверх уходит тропа на Нижнешавлинский перевал (1Б), через который туристы уходят в долину Маашей.

К озерам Маашей и Каракабак

Основная часть маршрута начинается у моста через Чую в районе устья реки Мажой (Маашей).

К этому месту можно добраться по дороге из Чибита вдоль Мажойского каскада. Далее вверх по дороге пересыпанной после землетрясения. Местами она имеет значительный уклон. С нее открывается великолепный вид на долину Чуи и Курайский хребет. Немного выше старого моста через р. Маашей дорога уходит в сторону перевала Орой (вправо, вверх). Здесь находятся неплохие стоянки. Наша же тропа идет по левому берегу реки в юго-западном направлении. Далее тропа выходит из леса, идет траверсом травянистого склона и спускается к реке Каракабак. Здесь одно из ответвлений тропы уходит вверх по долине р. Каракабак (по левому берегу). Тропа несложная, немного крутая вначале, потом выполаживается. В долине расположены каскадом несколько, хоть и маленьких, но изумительно красивых горных озер, соединенных между собой протоками. Находятся они выше зоны леса. Здесь же находится одноименная гора высотой 3118 м. А под ней, у границы леса – кедровая стоянка.

Возвращаемся на тропу к Маашейскому озеру. После устья р. Каракабак долина поворачивает влево (на юг). Открывается прекрасный вид на верховья Маашея, на главенствующую вершину Маашей-Баш (4173 м). Уже недолго до, так называемой, Солнечной стоянки, где часто останавливаются туристы. От нее около часа ходьбы до озера, перед которым крутой подъем на моренную гряду. Озеро Маашей расположено на высоте 1984 м. Длина озера 1,5 км, ширина 400 м. Озеро образовалось относительно недавно (примерно 100 лет назад) в результате оползня, перегородившего русло реки. Правая протока реки сочится прямо через толщу каменной осыпи. Обойдя озеро по западному берегу и следуя далее по руслу Маашея, можно дойти до языка ледника Большой Маашей, из-под которого течет река. Ледник опускается до высоты 2200 м. На нем отчетливо видны «годовые» полосы. Это один из крупнейших ледников Алтая, имеющий площадь 12,8 км2 и длину 6,5 км. Перед нами красивейшие вершины Карагем, Барс, Маашей-Баш. В восточном направлении – вход в боковую долину ледника Правый Маашей, где находятся перевалы Актру (3А) и Мастерский (3Б). Вправо, в западном направлении, мимо небольшого озера уходит тропа на Нижнешавлинский перевал (1Б), через который можно попасть в долину Шавлинских озер.

В ущелье Актру

Из Курая (826 км тракта) можно совершить увлекательное путешествие в одно из самых популярных среди туристов и альпинистов мест Алтая – ущелье Актру.

От Курая дорога идет через село Кызыл-Таш (по левому краю села) до моста через Чую, расположенного в 8 км от Курая. Переехав на другой берег, двигайтесь вправо, по полевой дороге вниз, вдоль Чуи, постепенно удаляясь от нее. Это Курайская степь. На юге тянутся отроги Северо-Чуйского хребта, на севере вершины Курайского хребта. После несложного брода через реку Тютте дорога расходится в нескольких направлениях. Необходимо выбрать ту, что идет левее от гряды холмов. Правый же поворот дороги ведет к озеру Джангысколь, на нижний мост через реку Актру. Пересекаем бетонный арык (желоб с водой) и, вскоре, слева появляется указатель «кордон-перевал 500 м». Там дорога уже только одна – с пути не собьетесь. Через 500 м будет кордон, который туристы назвали «Перевалка». Начинается тайга. До этого места пройдет большинство легковых машин. Далее потребуется внедорожник с очень хорошими показателями проходимости. Предстоит преодолеть 5 км по таежной дороге и 3 км вдоль реки по галечнику. Сразу после кордона — длинный, метров 50, мост через Актру, требующий большой осторожности. Тяжелые машины преодолевают реку вброд. Это расстояние можно преодолеть и пешком, если оставить автомобиль на «Перевалке».

Актру переводится как «Белое стойбище». Ущелье находится в восточной части горного узла Биш-Иирду, на высоте 2150 м. Гора Актру-Баш — высшая точка района (и вторая по высоте в Северо-Чуйском хребте). Ее высота — 4044 м. Другая вершина – Купол Трех Озер высотою 3645 м. На склонах окрестных вершин залегает пять ледников. Один из которых (Большой Актру) имеет самую большую толщину льда на Алтае – 350 м. Эти ледники дают питание р. Большой Актру, которая впадает в Чую. Еще в 1938 г. здесь был открыт альплагерь «Актру». Действует он здесь и сейчас. Размещение в палатках (на специально отведенных местах), в двух- и трехкомнатных горных хижинах или на новой базе (30 мест), расположенной на озере Сачки. На территории имеется русская баня, волейбольная площадка, оборудованные туалеты.

В ущелье, так же, находятся поисково-спасательная служба МЧС Республики Алтай, учебная база Томского университета (геолого-географический стационар), высокогорная гидрометеостанция.

В районе Актру имеются альпинистские маршруты всех категорий сложности от 1А до 6А включительно. Восхождения проходят как для опытных, так и для начинающих альпинистов. Из Актру можно совершить несложные прогулки на ледники Актру, на Голубое озеро (высота 2800 м) или восхождение на вершину Купол Трех Озер (3556 м).

Фотографии Северо-Чуйского хребта

Читайте рассказ о путешествии «Маашей, Каракабак, Шавла – осенняя сказка!»