Чуйский тракт до Акташа

 

Усть-сема – Камлак – Черга — Шебалино – Семинский перевал – «Уч-Энмек» — Онгудай – Урсул – Чике-Таман – «Кур-Кечу» — Большой Яломан – Иня – «Чуй-Оозы» — Калбак-таш – Белый Бом – Чибит — Акташ

Перед Усть-Семой поворачиваем и по мосту через Катунь, далее движемся по Чуйскому тракту.

Река Сема — один из крупных левых притоков Катуни. Сопровождает Чуйский тракт на протяжении от Усть-Семы до Топучей. Исток находится на северном склоне Семинского перевала. Длина реки 88 км. Вода в реке в отличии, например, от реки Чемал довольно мутная. Река – сплавная.

504 км — село Камлак. Название переводится как «место, где много шаманов». В начале села указатель в сторону ботанического сада. Здесь расположен памятник природы — ландшафтный участок «Шишкулар-Катаил» — «чистый луг». На территории памятника природы, на площади 1600 га создан ботанический сад, где в настоящее время находится более 500 видов растений.

Примерно в 17 км от села Камлак, в верховьях реки Камышла находится Камышлинский карстовый участок, имеющий наиболее интересные пещеры Алтая: Экологическую, Геофизическую, Алтайскую, Алтайских спелеологов, Дуэт и другие. Геофизическая пещера интересна наиболее выраженными натечно-капельными образованьями, размеры которых достигают до 3-4 м. Ее длина — 600 м, глубина – 127 м, категория сложности – 2А. Пещера Алтайская занимает первое место на Алтае и шестое в Сибири по суммарной протяженности ходов — 4175 м. Ее глубина 240 м, категория сложности — 4А-4Б. Особенно выделяется пещера Экологическая. Пещера (карстовая шахта) Экологическая — самая глубокая в Сибири – 345 м. Общая протяженность ходов 1750 м.

На 515 км тракта село Черга. Расположено оно на высоте 500 м над ур. м. на берегу реки Сема. Это одно из старейших сел Алтая, ранее являвшееся небольшим курортом. В Черге соединяются старый Чуйский тракт и нынешний. Старый тракт шел через Смоленское и Алтайское. Эта дорога (не в лучшем состоянии) есть и сейчас. До Алтайского – 56 км. Из Черги, так же, есть ответвление дороги на Усть-Кан (132 км). В настоящее время идет реконструкция этой дороги, и она составит хорошую конкуренцию белее длинной дороги в Усть-Кан через Семинский перевал (191 км).

525 км — село Барлак.
536 км — Мыюта.

548 км — село Шебалино. Центр Шебалинского района. Население 4,7 тыс. человек. Село основано в 1833 г. Первыми здесь появились заимки бийских купцов братьев Шебаленых и Попова, которые занимались скупкой ореха, пушнины и скота. Шебалино явилось первым крупным пунктом на торговом пути в Монголию. Основу местных товаров составляли пушнина, кедровые орехи, лошади и конский волос.

562 км — Кумалыр, за ним Топучая, после которой начинается подъем на Семинский перевал. Вершина перевала находится на 582 км тракта.

Семинский перевал

Старинное алтайское название — Дьял-Менку – «Вечная гора». Семинский перевал отнесен к государственным памятникам природы. Подьем начинается от села Топучая и составляет 9 км (11км. спуск в долину Урсула). Дорога проходит на высоте 1739 м, на уровне верхней границы леса. При подъеме на перевал можно заметить, как кедр постепенно вытесняет другие сорта деревьев (лиственницу и пихту). Чистые, «парковые» кедровые леса с высоким разнотравьем, обилием ярких цветов — характерная черта предгольцевых районов многих алтайских хребтов. Высота горы справа, западней от дороги — 1894 м. Это гора Тияхта (Вершина Тияхты).

У г. Тияхты расположился учебно-тренировочный центр «Семинский перевал». Комплекс гостиниц вместимостью 200 человек, столовая, деревенская баня, сауна, интернет-кафе со спутниковым интернетом, сотовая связь – далеко не полный список услуг базы. Работают так же спортивные сооружения: спортивный комплекс с залом 36 на 18 м (где можно поиграть в волейбол, футбол, баскетбол, мини-футбол, большой теннис, бильярд, настольный теннис, имеются тренажеры), лыже-роллерная трасса, стрельбище, профилированные лыжные трассы. Главным же преимуществом базы являются горнолыжные спуски с подъемниками 1100 и 700 м. Устойчивое снежное покрытие — с середины ноября до начала мая. Имеется прокат горнолыжного снаряжения. #15

С перевала хорошо видна безлесная вершина горы Сарлык. Высота горы составляет 2506 м. Она все чаще и чаще привлекает туристов. В окрестностях перевала так же находится Теньгинское озеро. На западном склоне горы Тияхта находится маральник. Там же находятся истоки реки Песчаной.

605 км. Указатель в сторону крестьянского хозяйства «Надежда» (маральник, принятие ванн, продукция мараловодства).
611 км — поворот на Усть-Кан (95 км). Есть кафе, АЗС.
615 км – Туэкта.
620 км – Каракол. Курота сразу за Караколом. В Куроте есть ответвление дороги от тракта в сторону Нижней Талды и далее через Ороктойский перевал в Ороктой (и далее до Чемала). Но эта дорога доступна только для хорошего внедорожника.
729 км – Шашикман.

Каракольский природный парк «Уч-Энмек»

Площадь природного парка 60551 га, из них 810 га отведена под заповедную зону, где запрещается любая деятельность, 4777 га под особо охраняемую зону, где запрещается любая хозяйственная деятельность кроме экскурсионных маршрутов при обязательном сопровождении гида, и 54964 га под рекреационную зону.

Природный парк оказывает услуги по проживанию в национальных жилищах алтайцев – аилах. Питание осуществляется в национальном кафе (национальная кухня, европейская кухня). Действует богатая экскурсионная и культурная программа (этническая музыка, горловое пение).

Каракольская долина

В археологическом отношении — это один из самых богатых районов Горного Алтая. Самые ранние находки здесь относятся к эпохе палеолита, зафиксированы курганы эпохи бронзы, выделенные в уникальную каракольскую культуру. Основу комплекса составляют большие курганы скифского времени, принадлежащие племенной и родовой знати. Есть основания считать, что указанный район является не только некрополем для народов разных эпох, но и крупнейшим святилищем Алтая, в состав которого входят ритуальные конструкции, стелы и огромный массив наскальных изображений.

Онгудай

Население: 5,1 тысячи жит. Село Онгудай — центр Онгудайского района — расположено на полпути от Бийска до Ташанты (635 км тракта), на высоте 860 м над ур. м., на реке Урсул. Основано село в 1626 г. Русские крестьяне впервые стали селиться здесь в начале 1860-х гг. К концу 1870-х гг. население Онгудая составило уже 522 человека, из них 268 русских, которые занимались торговлей, работали на мельнице и в кожевенной мастерской. Алтайцы занимались извозом, охотничьим и ореховым промыслами. На подъезде к Онгудаю из-за возросшей сухости климата появляются не встречавшиеся ранее растения.

В здании администрации есть ведомственная гостиница, в которой можно остановиться при наличии мест. В селе есть кафе-бар, телеграф, сотовая связь (БиЛайн, МТС), АЗС.

На 653 км находится Хабаровка, за ней, на 357 км, начинается подъем на перевал Чике-Таман – один из красивейших на Алтае. Вверху, слева видны осыпи и серпантин дороги вырубленной в скалах.

Перевал Чике-Таман

Название перевала переводится как «Плоская подошва». Горный перевал Чике-Таман объявлен памятником природы республиканского значения. Пожалуй, самый сложный участок Чуйского тракта. Дорога проходит на высоте 1295 м. Подъем протяженностью 7 км, спуск — 4 км. Перевал является водоразделом рек Малый и Большой Ильгумень. Полотно дороги идет по срезу в крутом северном склоне горы, прорубленном в отвесных гранитных массивах. Справа вверх уходят высокие скалы, влево — глубокие вертикальные обрывы, самые опасные участки которых огорожены бетонным барьером. Высота окрестных, скалистых гор – 1460 м. Перевал вызывает сильное ощущение высоты. По обеим сторонам дороги растет редкий лиственничный лес и различные кустарники. Склоны поросли мхом и баданом. На самом перевале встречается маральник, алтайская жимолость, ива, таволга. Есть здесь и эдельвейс.

После Чике-Тамана мы спускаемся в долину Большого Ильгуменя. «Ильгумень» или вернее «Уленгем» толкуется как «Большая река». Малый и Большой Ильгумень имеют свои истоки на Теректинском хребте, под одноименною горою (высота 2618 м). Здесь находится несколько озер, топи и многочисленные снежники, тающие все лето. Текут реки параллельно друг другу в восточном направлении. Их разделяет водораздельный отрог Теректинского хребта, на котором находится перевал Чике-Таман. Затем реки поворачивают почти на 90 гр., одна впадает в Урсул, другая (Большой Ильгумень) – в Катунь. На Катуни, в месте впадения Большого Ильгуменя находится Ильгуменский порог.

673 км – небольшое село Купчегень. Каменные горы в окрестностях села имеют оригинальную форму. В мае они покрыты цветущим маральником: сначала зацветают южные склоны, затем северные.

680 км — знак «Кордон». Здесь, на Катуни, находится кордон «Кур-Кечу» Онгудайского лесхоза.

Бомы Чуйского тракта

Если не сворачивать к кордону Кур-Кечу, а ехать дальше, то сложно представить, что Катунь течет в глубоком ущелье, сформированном ею в террасе. По этой террасе мы сейчас и едем, Катунь же находится в восточной стороне, у скалистых гор. На 682 км она внезапно открывается, оставленная нами еще в Усть-Семе. Над ней возвышается бом Кур-Кечу («гибельная переправа» или «старая переправа») — это огромные отвесные скалы-утесы, нависающие над дорогой и рекой. Череда бомов тянется до села Малый Яломан. В древности у бома Кур-Кечу существовала канатная переправа. За Кур-Кечу тракт проходит вдоль других бомов: Уркош, Кынырар, Айры-Таш, Яломан. На 687 км справа над дорогой нависает песчаная стена – свидетель прошлых геологических катаклизмов. У бома Айры-Таш (693 км) тракт входит в каменные ворота — узкое ущелье, в котором может пройти только одна машина.

На 692 км находится устье реки Большой Яломан – левого притока Катуни.

Сплав по средней Катуни (большой Яломан – Чемал) один из доступных и интересных. Протяженность – 180 км, категория сложности – 3 (до 5-й в большую воду). Основные препятствия – Ильгуменский порог, Кадринский прорыв, пороги Шабаш, Тельдекпенские, Еландинский.

Примечательны эти места и археологическими находками. У устья Большого Яломана находится Яломанское городище. Представляет собой естественно сложившуюся террасу высотой до 20-25 м. К вершине террасы ведет узкий проход, защищенный искусственным рвом и земляным валом. На поляне, где собственно и располагалось древнее городище-крепость, находятся остатки более 80 жилищ или, вернее, каменная кладка основания построек.

696 км. Малый Яломан известен своим теплым микроклиматом и яблочными садами, расположенными на террасах.

703 км — Иня. Название села происходит от «ийын» — «плечо». Население немногим менее тысячи человек. Образовано в 1900 г. Есть больница, магазины, АЗС. У села Иня, проезжая по мосту через Катунь, стоит обратить внимание на старый мост, построенный в 1936 г. и в данное время уже не эксплуатируемый. Он оставлен, как памятник мостостроительства — как первый в мире двухвантовый висячий мост подобного проекта. Его архитектором был С.А. Цаплин.

На окраине Ини (706 км), справа стоят каменные стелы: две довольно большого размера (около 2 м), а две поменьше (около 1 м). Возможно, они использовались в качестве ограждения древнетюркского поминального комплекса. Недалеко от стел находится курган.

За селом Иня, на 708 км тракта, уходит дорога вправо, через мост до села Инегень, а затем, превращаясь в тропу — до Тюнгура. Здесь самое короткое расстояние между Чуйским трактом и Белухой — Тюнгурская тропа.

На 712 км Чуйского тракта, справа, в стороне от дороги стоит беседка, от которой можно прогуляться на слияние Чуи и Катуни. На террасу, с которого видно устье Чуи, так же ведет дорога (713 км – поворот вправо). Мутные воды Чуи смешиваются с бирюзовой Катунью. Когда осенью долгое время стоит сухая погода и Чуя приобретает зеленоватый оттенок, даже тогда не может она соперничать с бирюзой Катуни.

На 714 км находится кафе, и при нем небольшая гостиница – «Чуй-Оозы». При повороте к кафе обратите внимание на огороженное камнями место. Здесь, на обнаженном скальном грунте изображены несколько десятков петроглифов. Другой достопримечательностью парка является местность Калбак-Таш.

Урочище Калбак-Таш

На 723 км, на правом берегу реки Чуи (в непосредственной близости от дороги) находится уникальное местонахождение петроглифов, где скопировано и сфотографировано более 5000 рисунков. Сейчас петроглифы Калбак-Таша охраняются — построено служебное здание, проводятся платные экскурсии. Буквальный перевод названия урочища — «плоский, расширенный, висячий камень, гора». Все рисунки выбиты каменными или металлическими орудиями, в основном «точечной» техникой. Время их создания различно, и датируется от эпохи неолита (VI тыс. лет до н. э.) до древнетюркской (VII-X тыс. лет н. э.). Большинство рисунков представляют собой изображения животных, которые занимали значительное место в повседневной жизни древнего населения Алтайских гор и степей. Преобладают рисунки козлов, быков, оленей, волков, барсов, и не существующих в природе фантастических хищников, порожденных воображением древнего художника. Отдельные композиции выделяются высоким мастерством исполнения. Но наибольший интерес вызывают изображения ряженых человеческих фигур в больших головных уборах со звериными хвостами, вооруженных копьями, палицами и луками. Часто они выбиты рядом с колесницами, вьючными быками, что позволяет отнести их к эпохе развитой бронзы (середина II тыс. до н. э.). Другие рисунки людей со странными наголовниками очень близки расписным многоцветным изображениям, обнаруженных на плитах каменных ящиков курганов села Каракол.

На 728 км тракта, с левой стороны, на просторной поляне стоит изваяние каменного воина Кезер-Таш. Четко изображены лицо и рука, держащая меч. Недалеко от него находится небольшой курган. А севернее от «воина», находится скала, выделяющаяся своим необычным видом, покрытая множеством рисунков.

Белый Бом

Находится на 742 км Чуйского тракта. Алтайское название «Ак-Бом». Некогда самое опасное место Чуйской тропы, где не могли разъехаться даже две лошади. Чтобы избежать проблем при встрече, подъехавший к бому, шел вперед и клал шапку, как предупреждающий знак. В 1957 г. на выступе скалы был установлен памятник красноармейцам, сброшенным белыми со скалы в бурную реку. Сейчас здесь есть небольшой кафе, где можно перекусить неприхотливыми блюдами. Здесь же находятся несколько домиков, предназначенных для проживания туристов. Организуются экскурсии и многодневные туры на лошадях, в частности к Шавлинским озерам.

Чибит (783 км тракта) переводится как «охра, желтый цвет». Небольшой населенный пункт, из которого начинаются одни из самых интереснейших маршрутов по Алтаю – к Шавлинским озерам и к озеру Маашей.

На 791 км такта поселок Акташ. Название переводится как «белый камень». Это бывший горняцкий поселок, выросший около месторождения ртути. Основу застройки поселка представляют барачные двухэтажные деревянные дома. В Акташе недавно был установлен монумент Памяти, символизирующей единство всех алтайских народов. В Акташе находится погранотряд, где можно выписать пропуск для проезда в приграничную зону (за Кош-Агач). Из Акташа влево уходит дорога на Улаган (Усть-Улаган), по которой можно добраться до южной части Телецкого озера. Акташ довольно крупный поселок, здесь проживает много русских. Есть несколько магазинов, АЗС, сотовая связь (БиЛайн, МТС), СТО, почта.

Смотрите фото Чуйского тракта