История, этнография, религия Алтая

 

Алтайцы — коренной народ, населяющий горы и предгорья географического Алтая. Сами алтайцы называют себя «алтай-кижи» (человек Алтая). Основная их часть живет в Республике Алтай (59,1 тыс. человек по данным на 1989 г.), в Алтайском крае и Кемеровской области (5,4 тыс.). Общая численность алтайцев — около 71 тыс. человек. Выделяют этнографические группы северных и южных алтайцев. Северные алтайцы, в связи с особенностями происхождения, относятся к уральскому типу, южные – к центральноазиатскому и южносибирскому типам. К северным алтайцам относятся тубулары (туба-кижи), проживающие в Чойском и Турочакском районах, челканцы – в Турочакском районе, кумандинцы – в Турочакском районе (по рекам Лебедь и Бия), шорцы – в Чойском и Турочакском районах. К южным алтайцам относятся собственно алтайцы или алтай-кижи, теленгиты, телесы, телеуты. Алтай-кижи сосредоточены в Онгудайском, Усть-Канском, Шебалинском и Майминском районах; теленгиты в Улаганском и Кош-Агачском (долины Чуи, Аргута); телеуты компактно проживают в Шебалинском и Майминском районах; телесы в Улаганском районе.

Алтайский язык относится к кипчакской ветви тюркской языковой группы алтайской языковой семьи (близок к киргизскому языку). Подразделяется на собственно алтайский диалект, теленгитский (ныне считается говором), телеутский (самостоятельный язык в Кемеровской области), тубаларский (говор в Чойском районе), кумандинский (самостоятельный язык в Алтайском крае). Литературный язык сформировался на основе собственно алтайского диалекта. Письменность на алтайском языке создавалась в 30-е гг. ХIХ в. на базе русской графики.

Антропологически алтайцы являются представителями монголоидного типа. Как правило, они небольшого роста, сухопарого телосложения, имеют слегка раскосые, миндалевидной формы глаза.

Авторская фотография для интерьера

Традиционное верование — шаманизм. Представления древних алтайцев о строении мира дошли до наших дней в таком виде: весь мир делится на 3 сферы — Верхний мир, Средний мир, Нижний мир. Все три сферы населены. Род человеческий обитает в среднем, солнечно-лунном мире. В верхнем мире живёт верховный бог – «Юч-Курбустан», в шаманской традиции – «Ульгень», а также остальные небожители. В нижнем мире находится владыка загробного мира – «Эрлик». С 50-70-х гг. ХVIII в. началась христианизация алтайцев. Особенно активно она проводилась со второй половины ХIХ в. — после открытия Алтайской духовной миссии. По данным переписи населения 1897 г., 34,5 % алтайцев были православными. В начале ХХ в. среди алтайцев начал распространяться, так называемый, бурханизм (от имени духа Алтайских гор Бурхана) — разновидность ламаизма в сочетании с элементами шаманизма.

Основное традиционное занятие алтайцев – скотоводство, преимущественно разведение лошадей. Ко времени прихода русских у северных алтайцев было развито подсечно-огневое земледелие, культивировали ячмень, рожь, пшеницу, коноплю, лен. От русских крестьян алтайцы переняли приемы пашенного земледелия. Часть алтайцев занималась извозом. Сейчас это трансформировалось в туристические услуги. Южные алтайцы преимущественно занимаются отгонным скотоводством. Разводят лошадей, баранов, коз, а также коров, яков, и верблюдов (в Чуйской степи). Образ жизни определяет пищевой рацион. Еда алтайцев состоит в основном из мяса (баранина, говядина, конина), молока, кисломолочных продуктов.

Традиционное жилье у алтайцев — юрта (аил). Бытовала войлочная (кийис аил) или деревянная — из жердей конической формы (чадыр аил), крытая берестой или корой лиственницы. Существовала и рубленная шестиугольная юрта (кажаан аил) без потолка и пола с дымовым отверстием посередине крыши также крытой корой. У северных алтайцев наряду с конической или рубленой юртой бытовали полуземлянки. С середины XIX в. в быт алтайцев начинают проникать постройки русского типа. Современные алтайцы используют аил или чадыр в качестве летней кухни, предпочитая жить в большой по размерам избе. Эти традиционные постройки можно также увидеть на летних и зимних пастбищах. Внутри юрта сравнительно небольшого размера. Посередине, прямо на полу, разложен очаг, на котором готовится пища в большом котле. Очаг считается священным местом. Вокруг можно ходить только против часовой стрелки. Юрта условно поделена на две части: мужскую (слева) и женскую (справа от входа).

Статьи на тему «История, этнография, религия Алтая»