Встречи с такими людьми как Шодоев всегда волнующи. Перед вами открываются двери в знания и энергетику многих лет их жизни. Они впитали бесконечную силу гор, вселенной и мудрости народа. И именно об этой мудрости пойдет речь. «Билик» называет ее Николай Андреевич. Встреча с Н.А. Шодоевым состоялась в ходе этнографической экспедиции осенью 2008 г.

105
Шодоев Николай Андреевич

Автор ряда художественных произведений, более 90 статей научно-популярного и публицистического характера. Ветеран педагогического труда. Родился 5 декабря 1934 г. в с. Усть-Кан. Окончил Горно-Алтайский государственный педагогический институт. С 1955 по 1971 г. — учитель Яконурской средней школы; с 1971 по 1973 г. — учитель Козульской восьмилетней школы; с 1973 по 1986 г. — директор Мендур-Сокконской средней школы. В это время Н.А. Шодоев начал собирать этнографический материал и экспонаты, организовался школьный музей. Позднее музей был перенесен в отдельное здание, где с 1986 по 1994 г. Н.А. Шодоев был директором. С 1994 г. музей стал филиалом Горно-Алтайского республиканского музея им. А. В. Анохина. На данный момент значительная часть экспозиций Мендур-Сокконского музея перевезены в Усть-Кан, где образован музей.

Много лет Н.А. Шодоев занимался изучением знаний алтайского народа (в том числе и тайных, запретных – байлу). Собрал более 1.5 тыс. алтайских слов ныне не употребляемых, в которых заключен немалый смысл. Несколько веков подавлялось все, что было связано с древним, исконным смыслом культуры алтайцев. Вот, даже название «Алтай». Существую несколько версий происхождения этого слова, его значения. Наиболее распространенное (и официальное) – Золотой. По Шодоеву значение слова Алтай – Многообразный, Единый мой Бог. И правильное название в свое время не позволили дать Республике – Кан-Алтай. Не могли позволить такое советские власти. И стал Алтай Ойротской автономной областью. Алтайцы же всегда относились к Алтаю как к божеству. Алтай Кудай называют его. Или Алтай Ээзи Ак Буркан.

Интересны различия в значении слов «Ойрот» и «Ойрат». Здесь следует добавить и третье – «арат» — пастух в Монголии и Тыве. Ойраты – западные монголы, джунгары. Ойрот-Каан – мифический (и реальный) правитель на алтайской земле. Но к этому большому вопросу мы еще обратимся.

Казалось бы, зачем алтайцам геометрия? Но, оказывается им были известны и катет — «текти», и гипотенуза – «тэбук». И фамилии соответствующие у алтайцев: Тектиев, Тебуков. Или вот слово хомут произошло от тюркского «ком» – в середине пустой.

Сам являясь приверженцем Белой Веры – Ак-jанг, Шодоев многое может поведать на эту тему. Для тех, кто мало знаком с темой Белой Веры (Ак-jанг , Бурханизм) стоит сказать, что это понятие появилось в начале прошлого века после известных событий в долине Теренг на Алтае. Одним из первых последователей учения Ак-jанг был Чет Челпанов. Эту тему мы также будем раскрывать впоследствии. Когда я (В.М.) начал изучать верования алтайцев, то само собой стала напрашиваться мысль: Ак-jанг – возрождение религии древних тюрков – тенгрианства. Это же мысли я услышал и от Шодоева. И влияние буддизма здесь, в отличие от мнения принятого в официальной хронике, не прослеживается. Новое — хорошо забытое старое, исконное. Сегодня на Алтае можно видеть множество вновь отстроенных тагылов, где проводят моления в праздники. Особо интересны весенние и осенние моления, сопровождаемые большим обрядовым церемониалом. Праздник «Дьажыл Бyр» (буквально «зеленая листва») проводится примерно в начале июня, когда домашние животные уже начали откармливаться травой. Праздник «Сары бyр» (букв. «желтая листва») проводился осенью, к концу сентября. Проводятся моления, воздается хвала всему Алтаю, испрашивается благополучие.

Интересно проявление «билика» в бытовой жизни алтайского народа. В древности у алтайцев существовало два основных типа жилья – аилов: шестигранный сруб с конусной, покрытой корой, крышей и конусный чадыр-аил. Оба – своеобразные пирамиды, хорошо взаимодействующие с энергией земли и неба. Они строго ориентированы по сторонам света, являясь маленьким отражением вселенной. Лучи в окружающем нас пространстве образуют своеобразный «небесный аил». Этот образ предлагал, в свое время, изобразить на флаге Республики знаменитый алтайский художник Г.И. Чорос-Гуркин. Центральное место в аиле занимает очаг. За ним находится своеобразный алтарь. Правая сторона в аиле – женская, левая – мужская. Пол застилается шкурами, что не препятствует движению энергии. Это же касается и дымового отверстия, которое не закрывается. Лунному циклу соответствует определенная энергетика лучей, исходящих от земли. Их сочетание с небесными лучами приводит к разнообразию энергии. Этим объясняется, когда можно зачинать детей, когда идти на охоту и даже когда выносить золу.

После общения с Н.А. Шодоевым ко мне пришла мысль, что алтайцы хранители некой древней мудрости. Николай Андреевич считает, что должно появится некое новое поколение, новый соок (род) алтайского народа – орус-алтай – русских алтайцев. Они должны поднять древние знания, чтобы можно было воспользоваться ими в новой эре. Интересна и другая мысль Шодоева – о синтезе алтайской и русской культур. Он даже мечтает, чтобы это проявилось в экспозициях Усть-Канского музея.

Это немногое, что удалось рассказать, является только намеком на огромные знания, скрытые в алтайской народной мудрости – билике. Приглашаем всех желающих к общению на эту тему.

Смотрите описание маршрута в Усть-Кан в путеводителе
Смотрите описание маршрута в Усть-Коксу и Уймонскую долину в путеводителе

Авторская фотография для интерьера