Начало

Каждое путешествие требует планирования, подготовки. Но никогда не знаешь, что ждет тебя в точности, в деталях. Как сложится климат в команде, какая будет погода, легко ли будут преодолены трудности. И на этот раз любые сомнения оказались напрасными. Это было одним из самых замечательных, не имеющим даже намека на проблемы, путешествием – просто сказочным! Но об этом мы узнаем потом. А пока нас ждут красивейшие места на Алтае – ущелья Северо-Чуйского хребта. Не раз бывал я здесь, но грандиозные виды, меняющиеся с завидным постоянством, всегда радуют глаз. Природа всегда нова, свежа. Люблю эти места! В летний период здесь довольно много туристов, но сейчас осень и должно быть намного безлюдней. Но как оказалось, на Шавле было больше народу, чем можно было предполагать. Но в целом присутствие туристов не оказалось сколько-нибудь навязчивым. У нас была возможность вполне почувствовать себя наедине с природой.

101

Путешествие по Чуйскому тракту прошли в беседах. Но к концу многих сморило. Сонливое состояние быстро улетучилось, когда преодолевали пятнадцатикилометровый путь от Чибита до Мажойского моста. Виды вдохновляли, а глубокие пропасти, внизу которых бурлила Чуя, захватывали дух. Ужин, пока еще богатый «излишествами», первая ночевка, утреннее знакомство с окрестностями – наше путешествие начиналось!

Утренняя вылазка позволила увидеть вдалеке вершины, которые на несколько дней будут центром притяжения наших взглядов. Облака забавно кружили по склонам, обнажая заснеженные горы. Солнце освящало эту красоту вдалеке, но так и не удосужилось порадовать нас внизу. Прохладный осенний ветер погнал нас в лагерь, к горячему чаю и завтраку.

Стоит отметить, что буквально накануне нашего путешествия в горах выпал снег. Он сделал замечательное – создал фон из белоснежных гор. И передний план из осеннего разноцветия загорелся особым светом. Это праздник для любого фотографа. Горы здесь и так достаточно высоки и несут на себе немало ледников. Красив и летний пейзаж. Но сейчас красота этих мест проявилась в особенности.

Сегодня предстояло реализовать нелегкую задачу для нашей команды – пройти хоть и немного, всего восемь километров, но с весьма тяжелыми рюкзаками. Отягощены они были провизией на две недели. А это не мало. Девчонок, как и полагается сильно не загружали, мужская часть команды взяла «удар» на себя. Окружающие красоты отвлекали, заставляя доставать фотоаппарат. Остановки были частыми. Путь растягивался, быстро отнимая силы. Обед у Мажойского моста. Того, который на Мажое. Река Мажой имеет и второе название – Маашей. Именно его я чаще всего и употребляю. Но не знаю, что значит ни первое, ни второе. Мост старенький, способный выдержать только легкие автомобили. Тяжелым необходимо штурмовать реку вброд. Видео такого «геройского» поступка я видел. Но даже сейчас, когда в осеннюю сухую погоду уровень воды очень низок, река кажется весьма грозной. Здесь у моста сходятся дороги, идущие на перевал Орой – в одном направлении, на плато Ештыкол и далее до Курая — в другом. А дорогу, по которой мы шли сегодня, не используют. Она пересыпана после землетрясения 2003 г.

Мажойский мост

Как часто случается, идти после обеда и вовсе не хочется. Мы еще не втянулись в походный режим. Но постоянно открывающиеся новые красоты прибавляют сил. И вот уже намечается поворот долины, угадывается ущелье Каракабака. Вскоре шум реки выдал – мы подходим к устью Каракабака, где и будет наш сегодняшний лагерь.

На Каракабак

Другим днем, оставив закладку и значительно облегчив наши рюкзаки, мы отправились на Каракабакские озера. Но крутая тропа довольно быстро остудила наш пыл. И рюкзаки показались вовсе нелегкими. Наградой был замечательный и неповторимый вид. Вскоре тропа стала выполаживаться. Но частые остановки для фотографии растягивали путь, силы таяли на глазах. Но как здесь не остановишься – каждые двести метров находился новый вид, открывалась замечательная панорама, которые хотелось запечатлеть. Особенно тяжелым показался вторая ступень подъема, уже перед озерами. Но мы добрались уставшие, но довольные. Здесь мы проведем две ночи.

Каракабакское озеро

Ночевки на Каракабакских озерах были отмечены максимально низкими температурами – до минус одиннадцати. Снег на стоянке так и не растаял за то время, что мы там провели.

Над Каракабакскими озерами

На Шавлинские озера

Необходимо было «нащупать» тропу, ведущую из долины Каракабака на плато Карасу. И удалось это без особого труда. Тропа оказалась довольно торная. И даже крутой серпантин, поднимающийся на отрог, не показался трудным. На нем был обнаружен след небольшого медведя. Поднявшись на отрог, увидели перед собой просторное, но небольшое плато – Карасу. Где-то вдалеке правее от нас проходит дорога к перевалу Орой. Мы же без тропы отправились к озеру Карасу. На обратном пути тропа обнаружится. Она идет левым (от нас) бортом долины, немного теряясь лишь на небольшом участке. Озеро Карасу, расположенное на плато не примечательно живописными видами. Но оно обрадовало нас долгожданным привалом. Перекусив, двинулись к перевалу Карасу. Его слабовыраженная седловинка виднелась западнее от нас. Перевал совершенно прост, но еще до него нас ждала неожиданная неприятность. Западные берега озера были заболочены. Немного попетляв, добрались-таки до сухих участков. А вот уже и перевал. С него торная тропа быстро привела нас к дороге, идущей с перевала Орой. А вот уже и река Шабага. Но «топать» нам еще немало. Уже стало понятно, что либо мы не успеем добраться до хороших стоянок на Ильтускане, либо сильно вымотаемся. Произошло первое и стали мы на первой стоянке на Шабаге.

Ущелье Ильтускана

Стоянка на Шабаге была отмечена сильным ветром. Место живописным не назовешь. Приготовив ужин и поев, все забились в палатки. Утром относительно небольшой подъем привел нас вскоре на полку, с которой открылся такой вид, что все уже забыли про вчерашний ветер. Погода как всегда радовала. Но путь у нас сегодня еще длинный – надо идти. Спустились к Ильтускану, перешли по бревнам. И далее по реке Шабага, почти до ее слияния с Шавлой. Здесь взяли левее, срезав немного. Идем настоящей тайгой. Увалистый рельеф с постоянными спусками и подъемами замедляет движение. Но вот уже начинают проглядывать вершины вдалеке. Летом они возможно и не привлекли бы наше внимание, но сейчас они заснежены и кажутся намного грандиознее. Следующее примечательное место – разлив на Шавле. Место живописное. Усталость так и «нашептывала» сегодняшний лагерь разбить здесь. Посоветовавшись, решаем сегодня дойти до Шавлинского озера, а здесь заночевать на обратном пути. Это было не запланировано, но больно уж место красивое!

Шавла далее в большей части имеет спокойное течение, особенно проявляя красивый бирюзовый цвет. Река меандрирует и один такой изгиб особенно живописен. Рассматриваешь его со взгорочка. Открывается довольно широкая, какая возможна в горном ущелье, панорама. Бирюза реки контрастирует с желтизной лиственичных склонов и заснеженных вершин.

130

Очередной перекур у нас был в месте слияния Правой и Левой Шавлы. Наше путешествие проходило довольно успешно и относительно легко – хотелось особых впечатлений. Решили на обратном пути заглянуть в ущелье Левой Шавлы.

Последний подъем к Шавлинскому озеру довольно крут и тем более сложен, когда к концу дневного перехода вы немало устали. Почаще делаем остановки, утешая себя тем, что осталось совсем немного. Справа от нас ревет Шавла, над нами эффектно вздымается огромная скала. Сейчас скала в тени и кажется еще грандиозней. Постепенно тропа выполаживается, вдалеке среди деревьев открывается ущелье. Река пропадает, найдя себе путь где-то внизу под камнями. А вот уже и озеро показывается. Начинаются стоянки. Мы решаем стать на поляне у «идолов». Благо сейчас не так много туристов и можно выбрать место для лагеря по вкусу.

На Шавле

И снова замечательное погожее утро. Мы на Шавле. Это озеро считается одним из самых красивых на Алтае. И у этого есть причины. Расположено оно в зоне леса, а вдалеке вздымаются заснеженные вершины. Их названия также прекрасны: Мечта, Красавица и Сказка. Сейчас осеннее «маловодье» снизило уровень озера метра на три, обнажив часть дна. Не спеша, позавтракав, выдвинулись к Верхнему озеру. Торная тропа и хорошая погода в очередной раз поднимали настроение на небывалые высоты! Приблизившись, увидели, что первая, небольшая часть озера совершенно исчезла, обнажив дно. Мощная протока, соединяющая две части летом представляет собой замечательное и красивое зрелище. Сейчас же это небольшой водопад, воды которого исчезают в каменном завале. Выходим на берег озера. Оно также обмелело. Здесь стоит сказать, что Верхними озерами нередко называют небольшие озерца, расположенные выше, в приледниковых моренах. А это в таком случае оказывается Средним.

1204

Следующим днем решаем подняться по восточному склону от озера. Довольно крутая тропа быстро забирала вверх. Одно за другим открывались виды на озеро и окружающие вершины. Поначалу деревья не давали увидеть все в полной мере. Но вскоре лес поредел и начала открываться грандиозная панорама: бирюзовая гладь Шавлинского озера в обрамлении крутых горных вершин. Примечательная вершина, по склону которой мы совершали подъем, показалась довольно высокой для нашей небольшой прогулки. Оставив идею взойти на нее, а точнее отложив ее до лучших времен, мы остались на склоне. Солнце пригревало, приготовленный на газу чай способствовал беседе. Тянуло «пофилосовствовать», по крайней мере, поговорить о «высоком», чем мы и пользовались в перерывах между созерцанием и молчаливым упоением красоты. Время шло совершенно по-другому, а точнее совершенно не чувствовалось. Поразительно, насколько уютно чувствуешь себя в такие моменты, словно ты не в диком месте, не на открытом «всем ветрам» склоне, а в родном доме. И это чувство на самом деле выдает голос нашего подсознания: «Природа – наш дом».

Над Шавлинским озером

В обратный путь

Как бы там не было, пока мы не властны над временем – нужно выдвигаться в обратный путь. Благо нас ожидает еще много интересного. Спускаемся вниз по Шавле. Погода на этот раз так и хочет испортиться. Всматриваемся в ущелье Левой Шавлы. Над вершинами кружат очень сомнительного вида облака. Они так и хотят зацепиться за пики, но пока огибая их, набирают скорость, закручиваются. А за ними уже наступают новые, более плотные облака. Привыкшие за эти дни к хорошей погоде, мы уже не очень уверены, что погода действительно не испортиться. Но как окажется все обойдется.

На Левой Шавле

Мы благополучно перебираемся по бревнам через Шавлу. Малая вода нам на руку. Летом это так легко не далось бы. Срезаем путь по тропке через небольшой отрожек и выходим к Левой Шавле. Вид дремучести сильно впечатляет. Ущелье Шавлинского озера намного приветливей и неестественно красиво. Здесь же понимаешь, что ты в Сибири, в седом, могучем Алтае! Насколько разные ущелья, расположенные совсем рядом! Здесь стоит сказать, что нашей целью было небольшое озеро, расположившееся на левом (орогр.) борту долины Левой Шавлы. Небольшой ручей, вытекающий из озера, спускается с крутого склона дальше. Мы же по довольно крутой тропе начинаем подъем раньше. Налегке идется относительно просто. Вскоре тропа выполаживается. Лес светлеет, а вот уже и озеро. Здесь, у западного берега оно довольно мелко. Обычно наибольшие глубины у таких каровых озер в верхней части, где когда-то древний ледник круто спускался с высоких вершин. Полюбовавшись, возвращаемся. Нас ждет перекус и небольшой переход до разлива на Шавле.

Разлив на Шале — место живописное. Раньше, пробегали здесь мимо, не успев рассмотреть красоты. Сейчас мы не будем спешить, постараемся уловить все очарование. Моя палатка стояла так, что присев у входа я мог любоваться вершинами. Сейчас они особенно красивы, прикрывшись снегом. Как же они манят, притягивают взор! И не объяснишь, какая магия в этом нагромождении скал, камней, снега. Совершенство не требует объяснения!

Переход до Маашея

Спустились по Шавле до слияния ее с Шабагой и далее вверх по Шабаге до левого ее притока – ручья Ильтускан. Переход довольно простой, мы же уже вполне втянулись в режим путешествия. Рюкзаки значительно опустели. Провизия у нас осталась только, чтобы добраться до Маашея, где у нас закладка. Кроме того мы использовали н.з., задержавшись на Шавле. Так что «разносолов» у нас уже нет. Ну, ничего – доберемся мы до наших запасов! Но немного «мутили воду» мысли о том — цела ли наша закладка, вспоминались медвежьи следы на Каракабаке. Эх, где наша не пропадала – с такой командой как наша, ничего не страшно! Найдем выход из любой ситуации.

Сегодня довольно длинный переход — добрых 26 километров! Поднимаемся от Ильтускана на отрог. Открывается замечательный вид. Как не остановиться. Тем более, что пора скинуть с себя лишнюю одежду – больно уж рьяно рванули по крутому подъему! Спуск, место нашей стоянки, когда мы шли в противоположном направлении, а вот уже и верховья Шабаги. Перекус и снова в путь, к перевалу Карасу. Путь нам уже хорошо знакомый — идется значительно легче. Хотя, конечно же, не всем. Но все стойко держаться! Наверное, греют мысли, что мы сегодня доберемся до закладки – устроим пирушку!

На спуске с перевала нащупали тропу, идущую правым бортом. Озеро Карасу остается в стороне. В стороне остается и болото, по которому мы плутали, идя в противоположном направлении. Появилась связь — многие взялись за телефоны. Прошли небольшое озерцо. Поднялись на взгорок. Открылся вид вдаль. На Курайском хребте — пожар. Присели отдохнуть. Усталость уже сказывалась. Первая после длительного периода связь по телефону с миром, приближение окончания похода, а может и другие причины, заставили всех притихнуть. Воздух неподвижен. Ни ветерка. Зазвенело в ушах. Такая тишина бывает очень редко. Всегда стоишь у реки, ручья. Их, иногда тихое журчание, а порой и грохот нарушают тишину. Особенно это чувствуешь ночью, когда все затихает и лишь шум потока на перекате становится особо ярким, контрастирующим. Даже если этот перекат находится довольно далеко. А сейчас, в отсутствие шума реки, ветра, птиц стояла звенящая тишина. И мы ей наслаждались!

Длинный переход дался не легко, но все с достоинством справились. Закладка наша, не смотря на опасения, была целехонька. И как планировали, устроили в этот вечер маленькую пирушку, на что ушли все запасы конька.

1202

Утром следующего дня отправились в верховья Маашея. Бодро дошли до озера Маашей, где часть нашей команды осталась, а трое отправились далее. Обошли озеро. Река сильно обмелевшая позволяла идти поймой. Лишь однажды, не решившись идти берегом, стали обходить прижимы, взобрались на морены, потеряв немного времени. А вот уже и язык ледника начал приближаться. Здесь стоит сказать, что Маашейский ледник с длинным языком – один из красивейших на Алтае. В отличие от других, он довольно чист. До ледника от нашей стоянки на устье Каракабака около 15 километров, что в итоге дает 30 километров, что для сегоднящней радиалки довольно прилично. Возвращались когда начало смеркаться. Ребята в лагере уже заволновались. Этот день был отмечен еще и Днем рождения Саши – сегодня будет глинтвейн!

Возвращение

Нередко бывает, когда много путешествуешь, к концу путешествия уже тянет домой. По крайней мере, воспринимаешь возвращение без особых эмоций. Пришла пора возвращаться – значит пора! Но это путешествие было каким-то особенным – легким, воздушным, красивым… И тем более мысли об окончании вызывали немного грусти. Но, идем в обратный путь. Быстро добрались до Мажойского моста (на Мажое) и налегке сходили к озеру Каракуль. После перекуса пошли далее до Чуи, куда за нами должна была приехать машина. Вместе с нами «загрустила» и природа. Точнее не загрустила, а после двухнедельного «воздержания» дала себе волю. За нами, буквально по пятам шла буря. На этот раз погода действительно решила измениться. Но мы успели дойти до лагеря на Чуе. Буквально одновременно с нашим приходом прибыла и машина. И лишь только поздно вечером, когда стемнело, дождь начал мочить нас. Но нам уже было все равно – мы долго не расходились, греясь у костра.

Возвращение. На Чике-Тамане

Следующим днем мы переехали до турбазы «Кочевник». Баня. Прощальный ужин. Ночевка в юртах. Романтика! Под утро проснулся от того, что снаружи кто ходил и по-зимнему скрипел снег. Но сон взял свое и это не сильно удивило. Но утром, выйдя наружу, мы были удивлены: снег не только выпал, но и шел. Шел большими зимними хлопьями. Все было в снегу. Все казалось сказочным! Тут же показалось сказочным, призрачным, словно из сна и все наше путешествие! И это чувство не покидало всех пока ехали по Чуйскому тракту. Не покидает оно многих из нашей команды и по сей день!