Золотая Гора (Алтын-Туу), что возвышается западнее южного берега Телецкого озера, давно манила меня своими, овеянными туманами и легендами, вершинами. Ее называют также Алтын-Таган – Золотой-Таган. По алтайским легендам над этой горой находится престол Ульгеня – верховного божества. И первый человек Майдере был поставлен на Золотой Горе. Но путь к ней непрост. То не получалось найти попутчиков, то приоритеты смещались не в пользу этого путешествия. Но настал момент и я с желанием и легким сердцем отправился на юг Телецкого озера. Замечательный вид открывается на гору с урочища Карагай (переводится «сосна»), где находится одноименная турбаза. Это замечательное, пожалуй, лучшее место на Телецком озере я открыл для себя именно тогда. Расположено оно правее от дельты Чулышмана. Сидишь на песчаном берегу и любуешься простором озера, купающимися, рыбачащими; восхищаешься Алтын-Туу, за которую часто цепляются облака. На гору можно подниматься и «в лоб» по труднопроходимым скальным полкам. Но этот путь без знающего проводника не преодолеть. Приходится отправляться в многокилометровый обходной путь через долину реки Ачелман, что впадает в Чулышман в районе Балыкчи. Но это делает восхождение только интересней.

Легенда о Золотом озере и Золотой горе
В далекие времена в долине реки Чулышман некогда жил охотник Чокул. Однажды пошел он в тайгу на охоту. Много дней ходил он по распадкам, выслеживал добычу на горных склонах, но удача от него отвернулась. По возвращении домой нашел он золотой самородок величиной с конскую голову. Обрадовался охотник такой удаче. Привез золото в юрту и стал похваляться, что теперь он будет самым богатым человеком по всей округе. Приходили соседи, но никто находке Чокула не позавидовал. Жили люди просто, однако, даже имея немного, чувствовали себя счастливыми, так как были вольными охотниками, никому не подчинялись. Все были равны друг перед другом. А Чокул схоронил свое богатство и думал, что теперь ему никакая беда не страшна, в черный день его золотой самородок выручит. Но вот настали неурожайные годы, опустела тайга, погиб скот и выгорел ячмень. Люди бродили в поисках пищи, но мало что находили. Многие умирали от голода. Но охотник не отчаивался. Надеялся он, что золотой самородок выручит его в лихую годину. Поехал он по аилам, чтобы сменять золото на еду для своей семьи. Долго ездил, много аилов обошел, да только напрасно все. Нигде не нашел он людей, которые согласились бы еду на золото обменять. Отчаяние нахлынуло на Чокула. Был он тогда у подножия высокой горы. Раздосадованный поднялся он на вершину этой горы и бросил бесполезное золото в пучину озера. С тех пор озеро и гора стали называться Золотыми.

f1001

Познакомился на Карагае с художником из Барнаула Алексеем Чекановым. Он изъявил желание составить мне компанию в этом путешествии, решив разбавить свой пляжный отдых романтикой приключений. Отправились на попутной машине от Кырсая до Балыкчи. Здесь началась пешая часть нашего путешествия. Река Ачелман вырывается из тесного ущелья каскадом водопадов, предварительно приняв воды не меньшей реки Боже. Название «Боже» давно интересовало меня своей загадочностью. Как оказалось, есть два подходящих значения этого слова: от алтайского «божо» — «освобождаться» и «боожо» — «возжи». Первое вполне передает характер реки, освобождающейся из тесного, непроходимого ущелья.

Крутой серпантин конной тропы поднял нас над долиной Чулышмана. Подъем по склону, обращенному испепеляющим лучам солнца, был нелегок. Но усталость с лихвой компенсировалась красотой. Тень деревьев давала приют – часто делали остановки. На то были причины — с высоты птичьего полета открывается замечательный вид: извилистая лента Чулышмана, приходя издали по дикому и живописному каньону упирается дельтой в Телецкое озеро. Через некоторое время мы подходим к раскидистому шаман-дереву, увешенному лентами-кыйра. Поляна вокруг вытоптана, что говорит об остановке здесь всех идущих этим путем. Это своеобразный «перевал» — вскоре тропа выполаживается. Справа появляется Ачелман.

а7 (1)

 

Ночевали у моста в среднем течении Ачелмана. Утром на тропе нас ждал сюрприз – свежий медвежий след. Довольно крупный. Дальше еще – очевидно медведицы и медвежонка. Впечатление усиливала настоящая таежная растительность. Тропа повернула вправо, в долину ручья Кулей. Поднялись к летним стоянкам жителей Балыкчи. Граница леса. Вот где раздолье – альпийские луга! Сюда бы на весеннее цветение!

а1002

 

Поднимаемся на голец. Перед нами открывается великолепная картина: вершины Алтын-Туу возвышаются над глубокой долиной Боже. Крайняя справа, едва заметная, но выделяющаяся черным курумом вершина – главная цель нашего путешествия. На западе выстроилась горная цепь Сумультинского хребта с пятнами снега на склонах. Движемся на север в направлении Вершины Боже (2229 м) – одной из главенствующих в массиве Алтын-Туу. Но не осмелившись идти вершинами, создали себе множество проблем, продираясь без тропы сквозь заросли ерника (или «карлушки», как ее называют туристы – карликовой березки и ивы). У Алексея непроизвольно возникла ассоциация: ерник – ёрничать. Выйдя к очередному ручью, вытекающему из-под Вершины Боже, решили стать на ночевку. Основные вершины Алтын-Туу возвышались над нами своими куполами. Вечером нас ожидал еще один сюрприз – маралы. Молодая пара подошла удивительно близко. Но успеть сделать качественные снимки не удалось. Тем более, что уже смеркалось. Впереди нас ждал ужин у костра, живописный закат и крепкий сон после утомительного дня.

а1003

 

На третий день начали подъем к основным вершинам массива. Самое интересное, что интересующая нас вершина, возвышающаяся над Телецким озером, немного ниже трех главенствующих вершин Алтын-Туу. Ее высота около 2200 м. Но именно она притягивает взор с озера и из долины Чулышмана. Поднялись на седловину севернее от нашей стоянки. Открылся вид на небольшое каровое озеро Корумбу, за которым возвышается одноименная вершина (2358 м) – самая высокая в массиве. Поднялись выше и увидели верхнее озеро Корумбу. Здесь, на верхней кромке некрутого цирка лежал снежник. Приятно в летнюю жару прикоснуться к снежному холоду. «Корумбу» переводится «с каменными осыпями». Именно на одном из этих озер можно рекомендовать поставить базовый лагерь, чтобы потом совершить радиальный выход на Алтын-Туу. Это объясняется тем, что непосредственно перед интересующей нас вершиной не было обнаружено удобного места для лагеря с водой. Мы же пошли дальше. Миновали южнее вершину, обозначенную на карте как Алтынту (2298 м). Спустились для организации лагеря в верховья одного из истоков ручья Боже. Но так и не добрались до более или менее выровненных участков. В итоге палатку поставили с большим уклоном.

 Телецкое озеро с вершины Золотой горы

Телецкое озеро с вершины Золотой горы

Во второй половине дня пошли в радиалку на интересующую нас вершину. Поднялись по склону в северо-восточном направлении и вышли на небольшое плато. Открылся поразительный вид: над травянистым плато огромным курганом возвышалась гора. Она чернела огромными глыбами и имела почти правильную сферическую форму. Выбрали доступный путь для восхождения и вот мы на вершине. С замиранием сердца подходим к краю пропасти. Открывается один из самых превосходных видов на всем Алтае. Глубоко внизу, на глубине почти 1800 м плещутся воды Телецкого озера. Мы видим не только южный плес, дельту Чулышмана, остров Камаин, но и далеко по сторонам. Видим большую часть озера, над которой стеной возвышается Абаканский хребет с зубцами вершин. Их высота до 2502 м (пик Баскон). Вдалеке, в туманной дымке видны Саяны. Довольно далеко вдаль видна долина Чулышмана. Над ней встали пики Чулышманского нагорья.

Возвратились за два дня тем же путем. Ночевали снова у моста через Чулышман. Не рассчитывая на столь длительный переход оказались перед фактом — закончились запасы провизии. Лепешки и сметана на стоянке алтайцев показались сущим деликатесом. Только теперь, по нашему подходу к Телецкому озеру, начала портиться погода, балуя нас все эти дни. Приятно было снова оказаться в «цивилизации»!