Следующий день порадовал замечательной погодой, как и все кроме последнего, когда легкий моросящий дождь проводил нас на станцию Лужба. То есть погода, которая в этих местах весьма неустойчива, в нашем случае оказалась просто великолепной. Мы двинулись в радиалку.

Накануне, спускаясь с перевала НГПИ, мы прошли много интересного и теперь решили снова посетить эти места уже без спешки. Карликовая березка уже набрала яркий цвет, оттеняя голубизну неба, отражающегося в глади озер. Кроме тех, что отмечены на карте, в Золотой долине множество мелких озер. Они имеют свой шарм и гулять здесь, среди этих голубых блюдец, среди кедров, обходя топкие места можно целый день. Поднебесные Зубья встали стенами, полностью оправдывая свое название. Виды хищные, «горные». Набродившись, мы вернулись к приютившему нас озеру Круглому. Нас ждал долгожданный и приятный отдых.

Наша стоянка на Круглом с видом на перевал НГПИ

Наша стоянка с видом на перевал НГПИ

Стоит сказать, что на озере Круглом есть как минимум 2 стоянки, несколько стоянок находятся на территории между озерами Круглым и Харлыгхоль.
Еще одну радиалку мы сделали следующим днем к озеру Харатас. Прошли мимо небольшого озерца. Но самое интересное было впереди, на спуске к озеру. Горы эффектно встали стеной над чашей озера. Особенной изюминкой было облако, зацепившееся за хребет и вершину Верх Зуб. Слева от нас шумел каскад живописного водопада. Тропа уходила на западный берег, а затем очевидно огибая озеро на мыс северного берега. Там располагалась стоянка. Так, по крайней мере, было указано на карте. Очевидно крутые берега Харатаса не такие уж гостеприимные. Мы без тропы двинулись к восточному берегу. День был довольно ветреным. А здесь на открытом «всем ветрам» берегу нас и вовсе сдувало. На отлогом и относительно ровном и просторном берегу хорошее место для стоянки. Из озера вытекает речушка Харатас.

Ветер погнал нас в обратный путь. Но просто так уйти мы не пожелали и пошли в гору. Хотя, некто когда-то изрек, что «умный в гору не пойдет», но о чем это он нам было неведомо. И мы решили значительно усложнить наше возвращение. Мы поднялись к озерам, расположенным в висячей долине юго-западнее Харатаса. И далее через вершину в отроге горы Анжеро-Судженск. Полюбовались таежными далями сверху. Но вид в главный цирк Золотой долины, в сторону пика Стена не имел достойного освещения. Хотя при соответствующем свете стены, цирки, кары, каскады озер имеют здесь неповторимый вид!

И снова замечательные вечер и утро на озере Круглом, одарившего нас чарующими видами, порадовавшего и солнцем, и туманом, и рассветами, и закатами. Замечательное двухдневное пребывание нас в Золотой долине закончилось и мы двинулись в обратный путь. Нам настолько понравился перевал НГПИ, что мы решили отказаться от возвращения через озеро Хунухузух, что расположилось в южной части Золотой долины. Туман в этот день ходил по долине особенно плотный. Он поднимался, спускался, играл. К моменту нашего приближения к перевалу, туман стал облаками, укрывающими верхушки гор. И под эти облака мы постепенно поднимались, пока не догнали их. Но и тогда их «игра» не закончилась. Особенно интересным это было на последних ступенях подъема на перевал, когда природа создала условия настолько таинственные и завораживающие, что даже сложно передать ощущения.

Вид с подъема на перевал НГПИ, Кузнецкий Алатау

Вид с подъема на перевал НГПИ

И вот мы на перевале НГПИ. Мы в облаках, видимость 10-20 метров. Задумка, которая появилась у нас загодя – заночевать здесь, быстро стала обретать реальность. Мы ставим лагерь. У нас есть запас времени и не использовать такую возможность будет опрометчиво. Но мы еще не знаем, что нас ждет. Туман не думает рассеиваться и с вечерней съемкой мы «пролетаем», как…

Порой бывает, что сюрпризы Проведения ожидают нас в таком виде, что сразу и не распознаешь. Как же запомнился этот вечер в тумане, который создавал ощущение какой-то невесомости, оторванности от земной тверди. Холод, сырость, сомнения практически забылись. В памяти романтика тумана и рассвет. И что это было за чудо — этот рассвет! Как же мы вовремя проснулись! Зарево рассвета уже буйствовало и, едва мы собрались в путь, как яркий солнечный диск явил себя в своей красе. Наш путь хоть и был небольшим, но стоило поспешать. Нам нужно было пройти от перевала НГПИ на пик Стена. Мы поднялись над самыми облаками. Было странное ощущение, что по облакам можно прогуляться. Правда, оно быстро улетучивалось, едва мы приближались к краю бездны – скалы здесь уходили в туманную пропасть настолько эффектно, что захватывало дух. Облака уходили до края горизонта, залив, словно море долину. По этому мягкому одеялу катилось солнце, неся новый день. В противоположном направлении картина была совершенно иная. Долины и горы были открыты. Волны «облачного моря» захлестывали за рубеж, проходящий по хребту. Они скатывались вниз и таяли. Эта борьба атмосферы не такая уж редкая для этих мест, но нечасто доступная наблюдателю, очень впечатляла.

Рассвет в горах Кузнецкого Алатау

Путь вниз после акклиматизации в течение стольких дней, после того как рюкзаки значительно полегчали, был легок. Мы быстро «пролетели» Мазаевский стан, потом прошли приют Высокогорный и, немало перевыполнив план, стали, не доходя Куприяновской поляны. Хотя наше путешествие заканчивалось, но было чувство полного удовлетворения.

Погода стояла по-прежнему солнечная, мы легко преодолели Алгуйский перевал и по начавшейся дороге не менее весело спустились в Амзас. Стали мы перед поселком. И снова радовало отсутствие туристов. Следующее утро оказалось дождливым, но нас это уже волновало мало и мы провели большую часть времени в ожидании электрички в палатке. Впереди была прозаичная дорога домой на электричке, автобусе, а кому-то еще и на самолете.
Поднебесные Зубья порадовали, превзошли ожидания. Когда мы соберемся туда снова пока не знаем, но желание есть. Более того там можно пройти не один интересный маршрут. Кузнецкий Алатау теперь в наших приоритетных списках на путешествия.

Смотрите начало «Кузнецкий Алатау 2014 (часть 1)»