Кулагаш 2014

01 Апр 2015, arukem. Рубрика Путешествия

Лето 2014 года было отмечено алтайским наводнением, какого в этих местах не было давно. Но было это в начале лета. В седине июня летняя погода устойчиво закрепилась в Алтайских горах и радовала на протяжении всех летних месяцев, чего не наблюдалось в предыдущие годы. 2013 был холоднее обычного и многоснежная зима оставила в подарок многочисленные снежники в горах, не растаявшие с тех пор. Лето 2012 помниться катаклизмами в середине июля.

Две августовские недели нашего похода в целом порадовали отличное погодой. Исключением были 2 дня, которые не позволили реализовать планы в полной мере. Но мы получили достойную компенсацию в другом месте.

Вид с Полки

Итак, в августе 2014 года мы бродили по долинам Большого и Малого Кулагаша. Кулагаш, или как отмечено на большинстве карт Колагаш (где-то и Калагаш) – довольно крупный левый приток Кучерлы. Последняя в свою очередь отдает воды Катуни. Древний ледник выпахал долины Кулагаша, оставив нам в наследие целое ожерелье красивейших озер. Они и были основной целью для нашего посещения этих мест. В 2010 году мы ходили здесь осенью. В 2013 году мы лишь заглянули сюда в ходе путешествия по Кучерлинской долине. Теперь наше желание было увидеть летний Кулагаш.

Перебираемся через Малый Кулагаш

Паводок смел огромное количество мостов на Алтае, не пощадил он и кучерлинские. И если мост, расположенный выше поселка Кучерла уже радовал новизной, то Берткемский еще не восстановили. Нам пришлось идти левым берегом Кучерлы, что для нас было в новинку. В первый день нам предстояло пройти немало – более 20 километров. И подняться на Полку нужно почти на 700 м. Облегчением было то, что кони на этом этапе доставят всю нашу провизию. Последнее сыграет небольшую шутку с нами. Кони придут поздно, уже по темноте, лишив нас своевременного ужина. После утомительного перехода мы коротали вечер, перекусывая небольшие запасы, что были при нас. Насколько было приятно встретить здесь Александра – нашего товарища, который бродил в этих местах самостоятельно. Он угостил нас салом, которое показалось на тот момент необычайно вкусным. Александр на несколько дней составил нам компанию.

bolshoj-kulagash-69

Следующим днем мы отправились в долину Большого Кулагаша. Мост через реку также был снесен паводком и нам пришлось перебираться по бревнам. Вода к августу уже несколько спала и нам удалось относительно легко перебраться на другой берег, что в большую воду могло стать серьезным мероприятием. Перебравшись через Малый Кулагаш, по относительно неплохой тропе мы двинулись вверх по левому берегу Большого Кулагаша. Переход всего 6 км, которые при тяжелых рюкзаках некоторым, в том числе и мне дались нелегко. Прошли Первое озеро – совсем крохотное. Минут через 30 после него конная тропа ушла на правый берег, а продолжили путь левым берегом (орогр.). Тропа не очень хорошая. Примерно в середине этого участка проходим небольшой каменистый участок. За исключением его и еще пару меньших каменистых участков на тропе нет. Минут через 40 конная тропа снова возвращается на наш берег. Проходим небольшой ручей. Следующим интересным пунктом на нашем пути окажется живописный водопад.

bolshoj-kulagash-77

Сегодняшняя цель Второе озеро на Большом Кулагаше. Вполне живописное, расположенное в лесной зоне, но так и позволившее сделать достойные фотографии. То ли погода, то ли его расположение против солнца, но удовлетворения от снимков пока нет.

Переход под Кулагашские водопады от Второго озера составляет еще одни 6 км. Конная тропа в истоке реки ушла на противоположный берег, а мы снова по не очень хорошей тропе движемся левым берегом. В конце озера обходим прижим верхом. Впереди еще прижим, который обходим травянистым склоном. На очередном обходе справа показывается водопад на притоке, а внизу показывается Третье озеро. Спускаемся к озеру и идем левым берегом. За озером после петляния тропы среди кустов еще один травянистый склон. Появляется конная тропа. Тропа еще раз поднимается на прижимы. На противоположном берегу водопад на притоке. Вскоре проходим небольшой приток. Впереди виднеется осыпь, перегородившая ущелье с противоположного берега. Нам остается еще один локальный подъем. И вот вдалеке виднеются каскады водопадов на Большом Кулагаше. Метрах в 150-200 от них мы встаем лагерем.

Наше пребывание здесь напомнило нам то, что было здесь несколько лет назад, когда мы пережидали здесь снегопад, а теперь дождь. Набеги на водопады и небольшая прогулка на Четвертое озеро – немного для двух дней. С другой стороны мы прекрасно отдохнули и акклиматизировались. Впереди неспешное возвращение через Второе озеро на нашу любимую Полку.