Путешествие с детьми имеет важные достоинства. Чистое, незамутненное сознание ребенка помогает как ему, так и родителям лучше воспринять окружающий мир. А в горах все так ново и интересно! Ну и другое – важно с малых лет как можно чаще погружать ребятишек в природную среду. Это стало возможным в прошедшем в июне 2010 г. путешествии по Алтаю. В это время на Алтае еще рано совершать многодневные пешие походы, а тем более с детьми, поэтому был выбран вариант автопутешествия с радиальными выходами. Основные цели были посетить ущелье Актру и долину Чулышмана. С нами были трое ребятишек – кто с мамой, кто с папой, а кто с обоими. Хотелось детям показать «настоящие» горы. Небольшие организационные проблемы привели к тому, что мы отправились в путешествие на «Газели». Планы были поехать на чем-то более проходимом. Но, как и всегда, все прошло замечательно! Удача была с нами!

thya8

Зима 2010 года в горах Алтая выдалась многоснежной. В некоторых районах снега было в 2-2,5 раза более чем обычно. Весна затянулась, а лето с 30-градусной жарой пришло внезапно. Собственно этот внезапный приход лета мы и застали в горах. Только один день был пасмурным, а в остальном — жгучее не по июньски солнце. Пока мы еще ехали, дорожные службы восстанавливали мосты, снесенные паводком в районе Акташа. Большая вода порушила не один мост на Алтае в этом году. Если бы мы отправились немного раньше в путешествие, то просто бы не попали в долину Чулышмана, а если поехали немного позже, то и вовсе не обошлось бы без серьезных приключений. Но об этом позже.

Первая ночевка была сделана на реке Большой Ильгумень за перевалом Чике-Таман. При подготовке к путешествию были мысли остановится на Урсуле, но там ведется грандиозное строительство дороги к будущей резиденции В. Путина. Шумиха и толки по этому поводу идут уже не первый месяц.

traktСледующая ночевка была на Чуе. Замечательные виды Чуйских белков, сверкающих белоснежными вершинами на фоне летней зелени производили впечатление не только на детей, но и на взрослых. Холодная вода не останавливала ребятишек от искушения поплескаться в воде. Этому способствовала и жаркая погода. Следующий пункт нашего путешествия – ущелье Актру. От поселка Курай направились в сторону Перевалки. К сожалению, мы не смогли преодолеть вброд разлившуюся реку Тюте. Нам пришлось сделать довольно серьезный радиальный выход от брода до Перевалки и далее до альплагеря Актру и соответственно обратно. Актру одно из самых доступных из высокогорных мест Алтая. И устав от долгой и холодной зимы народ просто наводнил ущелье, разместив свои палатки по обеим берегам реки Актру, не оставив наверное ни одного свободного места. В это время здесь проходил альпинистско-бардовский фестиваль. Наверное, хорошо, что мы не добрались сюда с палатками. В поиске отдыха на природе никак не хочется столкнуться с таким многолюдием.

thya9

Стоит отметить, что Актру достойно многодневного посещения во всех отношениях. Вокруг альплагеря настоящее высокогорье. Есть возможности и для восхождений и для радиальных прогулок. Голубое озеро, перевал Учитель, вершина Купол – наиболее популярные из них.

Следующей нашей целью была долина Чулышмана. По пути посещаем достопримечательности: Красные ворота, Мертвое озеро, Пазырыкские курганы. Музей «Пазырык» в Улагане был закрыт на реконструкцию. Впереди перевал Кату-Ярык. Вид сверху на Чулышманский каньон поразил всех, кто был здесь впервые. Семисотметровые скалы встали над долиной, на дне которой извивается лента Чулышмана. Сейчас он мутный, принимая обильные талые воды высокогорий. Позже его чистая вода приобретет зеленоватый оттенок. Но нет одного – есть другое. Вершины хребтов еще покрыты снегом, создавая красивейший пейзаж, на фоне свежей, яркой по-весеннему зелени. Перевал Кату-Ярык – единственный сухопутный вариант добраться в долину Чулышмана, а по ней и до южной оконечности Телецкого озера. Спускаться (а точнее потом подниматься) по перевалу на «Газели» рискованно, но водитель принял решение, что машина одолеет это препятствие.

katu-jarik2Вниз по долине Чулышмана мы ехать не собирались, остановившись на турбазе «Кату-Ярык». Во-первых наш транспорт не позволял сделать этого, а во-вторых стихия разыгравшаяся в этом году не на шутку, угрожала наводнениями и разрушением мостов. А именно это происходило в низовьях Чулышмана. Мост через Башкаус был серьезно подмыт паводком. Наша цель — сходить на водопад Куркуре на одноименной реке, впадающей в Чулышман с противоположного склона. Перебрались по подвесному мосту через Чулышман, затем вброд и по бревнам через протоки. Пришлось подняться на скалы – здесь тропа обходит прижим. Присутствие довольно опасных участков привело к решению не брать с собой ребятишек. Но это не помешало им порезвиться жарким днем на берегу реки (конечно же, под присмотром оставшихся взрослых) – они не скучали, построив из песка целый город. У ребятишек была дневка. Им здесь нравилось — погода стояла чудесная. Мы же за пару часов добрались до водопада. Водопад Куркуре в большую воду впечатляет. Огромный, шумный поток низвергается с 20-метровой высоты. Одетым близко не подберешься, не промокнув до нитки от облака мороси. Долго не могли отправиться в обратный путь, не желая покидать место у водопада, который словно делился с нами своей огромной энергией.

katu-jarik3Отдыхаем на турбазе «Кату-Ярык». Хорошая местная банька разнообразит отдых. Напротив нас находится нижняя ступень серпантина перевала Кату-Ярык. Буквально на наших глазах за спускающимся «66-м» обваливается часть склона и перегораживает дорогу. Иван – водитель нашей «Газели» побелел на глазах. После минутной паузы начали делиться впечатлениями и мыслями о нашей участи. Насколько большой обвал? Сможем ли мы отсюда выбраться? Сверху начала спускаться «Дэлика». Подъехали. Вышли из машины. Через некоторое время начали откидывать камни. Значит, шанс расчистить дорогу есть! Мы поспешили им на помощь.

Водопад Куркуре

Водопад Куркуре

Пока поднимались, ребята подравняли дорогу под свою довольно проходимую машину и перебрались через обвал. Подойдя, мы были весьма удручены. Обвал довольно серьезен. Нашей «Газели» никак не перебраться. А расчищать вручную, как показалось, нереально. Вернулись на базу. Подкрались сумерки. Разные суетливые мысли мешались в голове. Завтра мы планировали выдвигаться в обратный путь, а теперь… Звонить в дорожную службу? Попытаться расчистить? Что делать? Ладно – утро вечера мудренее!

Турбаза «Кату-Ярык»

Турбаза «Кату-Ярык»

Утром выяснилось, что за ночь и раннее утро прошло несколько машин, каждая из которых внесла свой вклад в расчистку завала. Когда мы к нему поднялись, то все не казалось уже таким безнадежным. Пару часов работы и проезд для нашей машины стал возможным. Правда, не без помощи. Газ-66 турбазы «Кату-Ярык» перетащил нашу «Газельку», не знавшую доселе ничего подобного через злосчастный обвал. Такие приключения!

"Шишига" поднимет нашу Газель

«Шишига» поднимет нашу Газель

 

Случай примечательный, тем более что мы отделались легким испугом. Не менее интересно, но очевидно малоприятно для тех, кто попал в эту историю — на следующий день на перевале случился обвал, который смогли расчистить только через неделю с помощью тяжелой техники. Немало людей оказалось заперто в долине Чулышмана. Проведению было угодно, что срок нашего путешествия был предварительно сокращен с 9 до 8 дней, что и помогло нам избежать и вовсе уж излишних приключений.

Путешествие прошло замечательно – все остались довольны! Есть желание проводить ежегодно путешествие с ребятишками. Будем надеяться, эти планы реализуются. До встречи в горах Алтая!