В первой половине сентября 2009 г ЭЦ АРУ-КЕМ и турфирмой «Эдельвейс-Алтай» проведена экспедиция «Монгун-Тайга» — «Алтае-Саянское кольцо». Две недели были настолько насыщенными, что казалось невероятной возможность за относительно короткий промежуток времени получить столько впечатлений. Эмоции участников зашкаливали!

Проложен уникальный маршрут. Безусловно, мы были не первыми, преодолевшими этот путь. Но задачей экспедиции было подробно описать маршрут. Это удалось. Также был собран интересный фотоматериал.

Флаг экспедиции

Флаг экспедиции

Первоначальный план был перевыполнен. Это не смотря на то, что из маршрута было удалено посещение озера Джулукуль и восхождение на одну из вершин Монгун-Тайги. Это с лихвой компенсировалось рыбалкой на Хемчике, ночевками на реке Она и хребте Танну-Ола.

Для многих экспедиционный туризм может оказаться весьма привлекательным. Маршрут продуман, организован, но при этом сохраняется определенный экспромт, дух приключений. Все в нашем путешествии могут почувствовать себя исследователями, соучастниками событий, а не сторонними наблюдателями.

На нашем пути:

— 5 субъектов РФ

— Более 20 перевалов

— Западная и Восточная Сибирь

— Бассейны Оби, Енисея и бессточный бассейн Внутренней Азии

— Более десятка довольно крупных и множество мелких рек

— Различные горные системы: Алтай, Монгун-Тайга, Цаган-Шибэту, Танну-Ола, Западный Саян, Горная Шория

— Местности с разными религиозными предпочтениями населения: православие, мусульманство, буддизм, шаманизм

— Максимальная высота в путешествии – 2599 м (перевал Бугузун)

Самое интересное:

— Много живописных перевалов, среди которых хочется выделить Коге-Даба и Саянский

— Белоснежные купола Монгун-Тайги

— Захоронение шамана

— Устуу-Хурээ

— Быт тувинцев

— Археологические памятники Хакасии

— Бесконечное море шорской тайги

— Замечательная компания, два день рождения за время проведения экспедиции

— Малосольная форель и хариус

— Шорпа из баранины

Нитка маршрута:

Бийск – Акташ — Аржан Бугузун – перевал Бугузун — озеро Хиндиктиг-Холь – массив Монгун-Тайга – поселок Мугур-Аксы – перевал Коге-Даба – река Улуг-Хондергей – река Хемчик — Ак-Довурак – Саянский перевал – т/б «Снежный барс» — Аскиз – Междуреченск – Бийск.

Длительность 14 дней

Протяженность: около 2 тыс. км.

Время проведения: сентябрь 2009 г.

Вид путешествия – автоэкспедиция, пешие радиальные выходы

Количество участников: 7 человек

Транспорт: вездеход ГАЗ-66 (военный кунг)

Ночевки (кроме т/б «Снежный барс» и кордона «Салду-Коль») – в палаточном лагере.

График путешествия:

1 день. Переезд (460 км) по Чуйскому тракту г. Бийск – пос. Акташ – озеро Салду-Коль

2 день. Переезд (202 км) озеро Салду-Коль – Кош-Агач — Аржан Бугузун

3 день. Переезд (80 км) Аржан Бугузун – перевал Бугузун — озеро Хиндиктиг-Холь

4 день. Переезд (21 км) озеро Хиндиктиг-Холь — массив Монгун-Тайга

5 день. Дневка

6 день. Переезд (217 км) массив Монгун-Тайга – Мугур-Аксы — перевал Коге-Даба — Река Улуг-Хондергей

7 день. Переезд (100 км) Река Улуг-Хондергей – Устуу-Хурээ – река Хемчик

8 день. Переезд (160 км) Хемчик – Саянский перевал – т/б «Снежный барс»

9 день. Переход (8 км) на Стоктышские озера

10 день. Спуск с озера (8 км) — переезд (60 км) на реку Она.

11 день. Переезд (255 км) река Она – улус Сафронов — Казановка

12 день. Переезд (220 км) Казановка – Верх Тея – Ортон — Междуреченск

13 день. Переезд (250 км) Междуреченск — Бийск

14 день. Отдых и отправка домой.

День 1.

Сегодня мы должны преодолеть 460 км дороги по Чуйскому тракту до Акташа и далее до озера Салду-Коль.

Для всех участников экспедиции это не первое знакомство с Алтаем.

По Чуйскому тракту

Путешествие по Чуйскому тракту описано многократно. Не будем здесь вдаваться в детали, скажем лишь, что на нашем пути оказалось два первых перевала: Семинский и Чике-Таман. Точнее их было три, поскольку мы заезжали за ребятами в Белокуриху, а затем отправились напрямую, через Алтайское и Комарский перевал. Ну, и конечно помимо живописных видов интересным может быть посещение визит-центра в Чуй-Оозы и галереи наскальных рисунков Калбак-Таш.

На озеро Салду-Коль

Из Акташа отправляемся в сторону села Улаган. Через 8 км дорога входит в узкое ущелье, и мы проезжаем по узкому проему между двумя скалами, сложенными породами красного цвета — это место известно, как Красные ворота. Еще через 4 км проезжаем Мертвое озеро. Другое название озера Чайбекколь — в переводе «вытянутое в длину озеро». Расположено на высоте 1949 м. Его длина 2730 м, максимальная ширина 420 м. Крутизна берегов полностью повторяет подводные уклоны озера. Уже в 5 м от берега глубина достигает 10 и более метров. Наибольшая глубина озера 46 м, 22 м из которых – ил. Вода в озере пресная, без запаха и привкуса; цвет воды темно-голубой, прозрачность воды до 5 м. Местные жители называют озеро Мертвым из-за того, что в нем раньше не было рыбы. На него, как правило, не садятся водоплавающие птицы, и объясняется это содержанием в воде ртутных соединений. Хотя видимой причиной тому являются значительные глубины у самых берегов. Узкое ущелье мешает проникновению солнца, что затрудняет появление в озере жизненных процессов. Но сегодня оно уже не мертвое. Озеро арендовано жителем Акташа Сергеем Красных. Сюда запущены мальки форели и щуки, которые с успехом размножаются. Можно также порыбачить, но только с разрешения.

Рыбалка на озере Салду-Коль

Рыбалка на озере Салду-Коль

Не доехав до озера Узун-Коль и Улаганского перевала несколько километров, поворачиваем влево. Преодолеваем по бездорожью еще около 3 км и приближаемся к озеру Салду-Коль. Здесь, на большом высокогорном плато раскинулись несколько озер, называемых в народе «Сопливыми». Некогда, в ледниковую эпоху здесь скапливались потоки нескольких ледников, спускавшихся с Айгулакского и Курайского хребтов. Они выпахали ложа этих озер. И относительно недавно здесь был водоем значительно большего размера. Природа высокогорной лесотундры сурова и заманчива. На юго-востоке возвышаются заснеженные вершины Курайского хребта. На юге проглядывает Северо-Чуйский хребет. По берегам озера карликовая береза, немногочисленные лиственницы. А в лиственничных лесах, находящихся в некотором удалении ягоды и грибы. Летом здесь находятся пастбища местных жителей, вокруг разбросано несколько стоянок и аилов.

Кордон на озере Салду-Коль

Кордон на озере Салду-Коль

Озеро Салду-Коль арендовано жителем Акташа Сергееем Красных. Запущены мальки форели и пеляди, что обеспечивает хорошую рыбалку (с разрешения). Озеро около 1 км в длину имеет форму подковы. Глубина до 8 м. В озеро впадает множество горных ручьев и вытекает ручей, впадающий в реку Чибитку. Летом температура воды позволяет купаться.

День 2.

От озера Салду-Коль до Кокоря 150 км и далее до источника Бугузун 52 км. Всего мы должны преодолеть сегодня 202 км.

Продолжаем знакомство с природой Алтая.

Спускаемся с озера Салду-Коль на Чуйский тракт. Хорошая погода позволяет насладиться видами. Доезжаем до Кош-Агача, нас ждут последние на несколько дней вперед закупки продовольствия и заправка. Доезжаем до Кокоря (30 км 1т Кош-Агача, 21 км от Чуйского тракта, асфальт). Село Кокоря интересно своим этнографическим музеем.

Начинается первый внедорожный участок нашего путешествия длиной около 180 км (до тувинского Мугур-Аксы). Наиболее сложный участок начинается с подъема на Бугузун и до реки Каргы протяженностью 90 км. Но и здесь стоит выделить небольшой, но преодолимый только для транспорта повышенной проходимости участок в районе озера Хиндиктиг-Холь.

Долина реки Бугузун

Долина реки Бугузун

Трижды переезжаем вброд реку Бугузун. Проезжая один из прижимов, останавливаемся. Река Бугузун здесь очень живописна: заснеженные вершины массива Сайлюгем с редким уже пожелтевшим лиственничным лесом, готовящимся к суровой зиме и прозрачная быстрина реки, бегущей среди скал. Далее в течение трех дней на нашем пути не будет деревьев, пока мы не выедем в долину реки Каргы.

Подъезжаем к развилке. Вправо – поворот к Аржану (стоит указатель). Аржан Бугузун находится в 5,5 км восточнее от поворота, в истоках реки Ака-Ялу-Узек. Переезжаем вброд Бугузун. Несколько раз переезжаем реку Ака-Ялу-Узек вброд. Проехали стоянку и через 5,5 км от развилки к источнику. Высота 2371 м.

Аржан Бугузун

Культовый объект. По представлениям алтайцев хозяйкой источника является девушка. Обычно местное население использует источник для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта. Возле источников построены 3 дома, оборудованы 2 душевые кабинки. Плата за нахождение в этих местах не взимается. Дебит источника 160-170 л/с. Это один из крупнейших источников на Алтае. По газовому режимы воды источника можно классифицировать как азотно-кислородные с примесью железа и минералов. Это термальные воды молодых тектонических движений.

На Аржане Бугузун

На Аржане Бугузун

Внимание! Посетителям целебных источников (аржанов) необходимо соблюдать особые правила поведения. Их описание есть на соответствующих аншлагах на территории природного памятника. Шумным и пьющим компаниям лучше здесь не задерживаться с ночевкой.

День 3.

Сегодня необходимо преодолеть около 80-и километров весьма непростой дороги.

Поднимемся на перевал Бугузун (самый высокий на нашем пути) и спустимся на территорию Тувы. Наша цель озеро Хиндиктиг-Холь.

Едем от развилки вверх по реке Бугузун в северо-восточном направлении. Отсюда до перевала около 8 км. Проезжаем будку. Здесь иногда дежурит наряд алтайской милиции.

Это интересно! Сложно определить необходимость дежурства милиции. Однако несколько лет назад в этом месте наблюдались столкновения алтайцев и тувинцев. Объяснялось это конокрадством тувинского населения. Здесь интересно упомянуть факт, что алтайцы зачастую не пасут скот. В частности это относится к лошадям, якам. Их лишь перегоняют с летних на зимние пастбища. Иногда и этого не делают. Так сложилось исторически. Как то по центральному телевидению был показан фильм о диких лошадях, обитающих на Алтае. Конечно же, это утопия. Табуны практически диких лошадей встречаются повсюду на Алтае. Но у них есть хозяева. Лошади об этом зачастую не знают и ведут дикий образ жизни. Жеребец охраняет табун. Иногда даже приближаться к ним опасно.

Обоо на перевале Бугузун

Обоо на перевале Бугузун

Дорога забирает левее и на протяжении двух последующих километров делает основной набор высоты. Перевал Бугузун имеет высоту 2599 м. Окрестные вершины поднимаются выше 3 тыс. м. На перевале обоо и аншлаг, информирующий о заповедных территориях.

Здравствуй, Тыва! Здесь проходит не только граница с Тывой, но и большой водораздел. Вся вода, что спускается в одну сторону (алтайскую) попадает сначала в Чую, затем в Катунь и соответственно Обь. Противоположные склоны принадлежат бессточному бассейну Центральной Азии. К этому факту мы еще обратимся. Перед нами раскинулся строгий пейзаж. Видно озеро Груша, но его мы проезжать не будем, оно останется в стороне. Название говорит само за себя. Оно расположено на высоте 2400 м, длина озера около 2 км. Пустынные горы встали над долиной, уходящей на северо-восток. Здесь истоки реки Джеты-Тей – «Семь ручьев». Туда нам предстоит спускаться.

Сарлыки

Сарлыки

Спустились, переехали вброд ручей. Справа вдалеке показывается Монгун-Тайга. Несколько дней она будет в пределах нашей видимости. Едем на восток и поднимаемся на перевал Джеты-Тей. Высота 2441 м. Крутой спуск (25 гр.). С перевала видно озеро Ак-Куль. Над ним вдалеке встали вершины Монгун-Тайги, до которых отсюда не менее 40 км по прямой. Проезжаем стадо сарлыков. Особенно выделяется большими размерами один из быков. Проехать мимо невозможно. Эти животные будут встречаться нам периодически на протяжении всего путешествия по Тыве. Это же относится и к лошадям и к овцам. Особый колорит придают этим местам юрты, прекрасно вписывающиеся своими куполами в горный пейзаж.

 

Подъезжаем к северному берегу озера Ак-Куль (Белое озеро). Здесь, в истоке реки, вытекающей из озера, находится мост. Высота уровня воды 2194 м. Длина озера около 3 км. В озере водится осман.

Едем по дороге, идущей на юг. Забираем восточнее и поднимаемся на перевал Бир-Даваа. Интересно было бы знать смысл перевода «первый перевал». Откуда? Высота 2389 м. Еще ближе стал массив Монгун-Тайга. Так и притягивает взгляд заснеженными вершинами и крутобокими отрогами.

Спускаемся. Перед нами долина реки Моген-Бурен. Один из истоков реки начинается из озера Хиндиктиг-Холь. Река уходит в южном направлении, в Монголию, впадает в озеро Ачит-Нуур.

Это интересно! Необходимо напомнить, что с того момента, как мы спустились с перевала Бугузун, мы оказались в бессточном бассейне Центральной Азии. Есть еще более лаконичное название этого региона – Внутренняя Азия. Все реки этого региона стекаются в озера Котловины Больших озер, находящейся на территории Монголии. Самое крупное среди которых озеро Убсу-Нур. Это один из немногих регионов мира, где реки не имеют стока в мировой океан. Он, безусловно, уникален среди всех бессточных бассейнов мира. Он один из самых крупных и, находясь в центре самого большого Евразиатского материка, является климатообразующим, влияющим на погодные условия значительных территорий Азии.

Лагерь на берегу Хиндиктиг-Холя

Лагерь на берегу Хиндиктиг-Холя

Слева от нас остается стоянка. На юг ушла дорога на Кызыл-Хая. Мы проезжаем еще немного и спускаемся к реке на мост через Моген-Бурен. На другом берегу раскинулась степь Бельдыр-Шоль, по которой мы продолжаем путь, пересекая ее с запада на восток, постепенно забирая севернее. По долине раскинулись многочисленные стоянки. Начинается постепенный подъем. Видна дорога, забирающаяся по склону на перевал. Возле одной из стоянок, примерно в 18 км пути от озера Ак-Куль находится развилка. Необходимо ехать прямо, правая дорога ведет через перевал в тупик, на одну из стоянок.

Поднимаемся на перевал Хиндиктигхоль. Высота 2444 м. Открывается великолепный вид на озеро Хиндиктиг-Холь. Выехали на берег озера.

День 4.

Сегодня проезжаем всего 21 км и становимся на дневку на реке Каргы.

Открывается замечательный вид на Монгун-Тайгу.

Белоснежные купола Монгун-Тайги

Белоснежные купола Монгун-Тайги

 

Дорога пошла вверх, затем снова спустилась к озеру и пошла вверх, в сторону. На северо-востоке, на склоне видна дорога, поднимающаяся на перевал. Проехали вброд небольшой ручей и начали подъем по этой дороге. Перевал из нескольких ступеней. Седловина расположена на высоте 2531 м. Перевал отмечен традиционным обоо. На севере угадывается долина реки Каргы, над которой встали вершины хребта Цаган-Шибэту. Кинув прощальный взгляд в сторону озера Хиндиктик-Холь, начинаем спуск. Движемся по хребтику левее от долины реки Кара-Су.

На очередной развилке поворачиваем вправо и спускаемся в долину реки Каргы. Преодолеваем несложный брод. Надо отметить, судя по широкой и весьма размытой пойме реки Каргы, вода здесь бывает большая. Движемся левым берегом реки, по террасе. Дорога становится значительно лучше. То и дело встречаются курганы с большими кольцевыми обкладками. Дорога разошлась, одна пошла вдоль реки, мы же поехали левее на подъем на небольшой перевал над скальным прижимом. Справа от нас Монгун-Тайга слева хребет Цаган-Шибэту.

Монгун-Тайга

Массив Монгун-Тайга (Серебряная гора) находится на западе Республики Тыва в непосредственной близости от Алтая. Самостоятельный горный массив, не относящийся непосредственно к Алтаю или Саянам. Главная вершина массива, давшая ему название, увенчана куполом покровного ледника и имеет высоту 3976 м. Это высшая точка Тувы и Восточной Сибири. Монгун-Менги-Хайыракан, она же Монгун-Денгер-Хайыракан. Так величают ее тувинцы. Менги – «ледник», Денгер – «небеса», а Хайыракан здесь в значении не «медведь», а – «Бог». Современное оледенение на массиве имеет площадь 23,3 км.кв. Общий объем льда составляет около 1 кубического километра. Всего ледников насчитывается около 52. Языки ледников спускаются до высоты 2900-3100 м.

Массив Монгун-Тайга полностью принадлежит бессточному бассейну рек Центральной Азии. На севере и востоке он ограничен долинами рек Каргы и Мугур, а на западе долиной реки Моген-Бурен отделяется от хребта Чихачева. На юге массив плавно деградирует в монгольских степях. Юго-западная часть массива отличается крайне сильной расчлененностью рельефа, альпийскими формами. Наиболее интересные вершины возвышаются в долинах рек Толайты и Орто-Шегетай. Массив до сих пор малоисследован, здесь есть много не пройденных интересных и логичных перевалов.

Центральная часть массива находится на территории кластерного участка «Монгун-Тайга» государственного природного биосферного заповедника Убсунурская котловина.

День 5.

Дневка.

Сегодня день рождения одного из наших участников. Никто специально не планировал, но получилось так, что человек безгранично влюбленный в эти места встретил очередной день своего рождения именно здесь! Погода, слегка капризничавшая днем, разыгралась к вечеру, открыв белоснежные вершины Монгун-Тайги. Сергей, так зовут нашего именинника, был здесь несколько лет назад в составе экспедиции с Русским географическим обществом. На склонах Монгун-Тайги они видели снежного барса.

Дневка. День рождения

Дневка. День рождения

 

День 6.

Сегодня довольно длинный переезд – 217 км.

Преодолеем впечатляющий перевал Коге-Даба в хребте Цаган-Шибэту, живописные места на реке Барлык и еще несколько перевалов. Нас ждет таежная ночевка на реке Улуг-Хондергей (хребет Тану-Ола).

Монгун-Тайга из долины Каргы

Монгун-Тайга из долины Каргы

Отправляемся в Мугур-Аксы. Проехали обоо на прижиме. Замечательный вид на Монгун-Тайгу. Внизу у реки стоянка. Проезжаем поселок Мугур-Аксы. Центр Монгун-Тайгинского кожууна. Магазины, АЗС, сотовая связь. Хочется отметить, что для весьма удаленного от центров населенного пункта, производит положительное впечатление: аккуратные улицы, бодрые, а главное трезвые лица местного населения.

Будни Тувы

Будни Тувы

Проезжаем мост через реку Мугур на выезде из поселка. Заканчивается первый внедорожный участок нашего путешествия. Поворачиваем вправо, начинается нумерация дороги, которой дальше и будем пользоваться. Дорога имеет гравийное покрытие, относительно оживленная, поскольку является единственной, связывающей Монгун-Тайгу с «большой землей». Это по местным меркам уже трасса.

Проезжаем памятник тарбагану. Наверное, в почете у местного населения этот зверек.

Проезжаем небольшой перевал высотою 2130 на 12 км. На спуске вдалеке проглядывается гладь большого озера Уурэг-Нуур, находящегося на территории Монголии. Ему спешит отдать воды река Каргы. На 19 км проезжаем поворот на Кызыл-Хая. Это, пожалуй, самый удаленный населенный пункт в Тыве.

На 24 км развилка дорог и погранзастава, где никого не было. Повернули влево, прямо пошла дорога в Монголию. Проезжаем мост через реку Каргы. Начался 6-километровый подъем на перевал Коге-Даба через хребет Цаган-Шибэту. Серпантин перевала один из самых впечатляющих из всех, что мы преодолеваем на нашем пути. Нам предстоит подняться более чем на 700 м. Впечатление усилила погода – мы поднимались куда-то в облака, которые укутали крутые безлесные вершины. Да, дороги Западной Тувы впечатляют! Бросаем взгляд на запад, к куполам Монгун-Тайги. Несколько дней она притягивала наш взор из разных мест: от Бугузуна, озера Хиндиктиг-Холь, долины реки Каргы. Дальше она уже не будет видна. Монгун-Тайга, что же в тебе такого заманчивого?! Разве мало гор на Свете?! Но не объяснима любовь к горам, как и любовь к женщине… Внизу петляет лента дороги, по которой мы начинали подъем. Камазы настолько тяжело спускаются и поднимаются… Что же здесь зимой?

Маски на перевале Коге-Даба

Маски на перевале Коге-Даба

 

Седловина перевала находится на высоте 2362 м на 33 км в каком-то километре от границы с Монголией. Два обоо, у одного из которых загадочные маски

Спускаемся и продолжаем движение теперь в северном направлении. Маленьким ручьем начинает свой бег река Барлык. Удивительно быстро набирает силу. Впечатление усиливается нашим быстрым спуском. Барлык приток Хемчика – реки, которую мы увидим через пару дней. На склонах появляется лиственничный лес. Проезжаем по нескольким мостам через реку, объезжая многочисленные прижимы. Опасные бомы с крутыми подъемами и спусками – не разгонишься. Ущелье тесное, с высоко поднимающимися над нами, уже заснеженными вершинами. В вышине редкий, покрытый инеем лес уходит в облака. Виды строги и великолепны. Очень крутые склоны возвышаются над нами более чем на километр, достигая высоты трех и более тысяч метров. Жаль, что здесь у нас не запланирована ночевка. Хотя разбивать лагерь пришлось бы в непосредственной близости от дороги. Все ущелья, уходящие в горы круты и недоступны. Вот каков ты, загадочный хребет Цаган-Шибэту.

Проехали кафе на 54 км. Здесь же крутой поворот на восток, в долину реки Арзайты – притока Барлыка. Сначала пейзаж практически не меняется. Но вот лес постепенно редеет. Поднимаемся на перевал. Перевал Арзайты (2222 м), указанный на карте оказался никак не отмеченным на местности. Пологая, едва заметная седловина. Около 20-ти км едем по примечательной долине реки Саглы. Ровная трасса пресекает ее, но мы, то и дело предпочитаем съезжать на более приятную грунтовку. Слева от нас тянется хребет Западный Танну-Ола, справа Цаган-Шибэту, уходящий в Монголию. Пейзаж весьма пустынный, но сегодня он нас еще удивит. Природа этих мест отличается значительными контрастами.

Танну-Ола — горный хребет, протянувшийся по югу Тывы. Водораздел рек бассейна верхнего Енисея и не имеющего стока в океан бассейна озера Убсу-Нур. Состоит из Западного Танну-Ола и Восточного Танну-Ола. Длина около 300 км. Преобладает среднегорный рельеф с высотой до 2500-2700 м (наибольшая 3061 м). Склоны хребта рассечены глубокими долинами рек, в верховьях которых расположены цирки и троги. Повсюду следы древнего оледенения: громадные валуны, замшелые моренные гряды. Сложен хребет из песчаников, известняков, глинистых сланцев. На северных склонах (до высоты 2000-2200 м) — кедрово-лиственничная тайга, на южных — степная растительность; на пологоволнистой вершинной поверхности — каменной россыпи и высокогорная тундра.

На 98 км проезжаем поворот к поселку Саглы. Проезжаем перевал высотой 1811 м. В километре юго-восточнее, по вершине проходит граница с Монголией. Следующий перевал Калчан (1968 м) находится на 115 км. Приятный глазу лес, есть кедр. Стоит большое обоо и субурган. Спуск – серпантин по залесенному логу. Впервые за несколько дней спускаемся относительно низко, до высоты 1400 м.

Впереди еще один перевал и спуск к трасе Чадан — Хандагайты. Вправо пошла дорога в Хандагайты (10 км), где находится таможенный переход через государственную границу. Нам влево. На перекрестке пост ГИБДД. Снова никого нет. Наконец-то асфальт. Все познается в сравнении: время поездить по диким местам, время воспользоваться преимуществами цивилизации.

Насладились немного бегом машины по ровному участку и вновь подъем на перевал. Перевал Хондергей находится на 22 км от Хандагайты. Высота перевала 1950 м. Окрестные залесенные вершины немногим выше. Растет лиственница, кедр. Перевал отмечен субурганом, рядом с которым повязано очень много лент. Интересно, что ленты имеют намного больший размер, чем на Алтае. Очевидно, объясняется это влиянием буддизма. К лентам же добавляются и молитвенные флажки.

Таежная стоянка

Таежная стоянка

Спускаемся по долине реки Улуг-Хондергей и попадаем в настоящую тайгу. Северные склоны хребта увлажняются обильней и влаголюбивые ель и пихта сильно изменили пейзаж. Какой контраст! Сибирская природа смешивается с центральноазиатской и мы получаем возможность в считанные часы увидеть различные природно-климатические зоны: от холодных полупустынь, светлых кедровых лесов, горной тундры до настоящей сибирской тайги. Перевал Хондергей является водоразделом и мы из бассейна Внутренней Азии попадаем в бассейн Енисея.

День 7.

Сегодня необходимо проехать около 100 км.

После знакомства с развалинами буддийского монастыря Устуу-Хурээ переезжаем на реку Хемчик, где нас ждет рыбалка.

Спускаемся, долина расширяется, тайга в очередной раз уступает место горной степи. Впереди над горизонтом встал Саянский хребет. Осенние вершины уже убелились.

На 65 км поворот к селу Хондергей. Есть Билайн. Выехали на трассу Кызыл — Ак-Довурак. Повернули к Чадану, проехали город. На выезде поворот с указателем на Устуу-Хурээ (5,2 км).

Устуу-Хурээ

Находится в урочище Чайлаг-Алаак. Устуу-Хурээ переводится «Верхний хурээ». Развалины монастыря, разрушенного в 1937 г. притягивают к себе множество туристов и местное население. Здесь проводится ежегодный фестиваль живой музыки. Цокчин (главный храм) был построен в 1905-1907 гг. нойоном (князем) Хайдыпом под руководством тибетского ламы Кунтана Римпоче. Устуу-Хурээ стал венцом буддийского строительства в Туве. Сегодня от главного храма остались мощные, полутораметровые, глинобитные стены первого этажа.

Устуу-Хурээ

Устуу-Хурээ

После посещения буддийской святыни едем обратно, в сторону Ак-Довурака. На выезде из Чадана нас останавливают на посту ГИБДД. Практически на каждом посту в Туве нам приходится регистрировать транспорт. Вскоре показался Хемчик и мы повернули к нему. Надеемся, что красивая и довольно крупная река обрадует нас хорошей рыбалкой. По берегам раскинулись юрты. Находим укромное место и разбиваем лагерь.

Река Хемчик

Река Хемчик начинается в средней части хребта Козер (системы Шапшальского хребта) из глубокой котловины с отвесными стенами. Вершины окрестных гор здесь поднимаются до высоты 3100-3200 м. Множество каровых и моренно-подпрудных озер отдают воду реке. Во многих карах все лето лежат снежники, иногда имеющие фирновый характер, есть небольшие леднички. Уже в 15 км ниже истока Хемчик расширяется до 25 м, приобретает глубину больше 1 м и среднюю скорость около 3 м/сек. В среднем течении река пересекает Хемчикскую долину. Здесь, приняв свои крупные притоки Алаш и Ак-Суг, река уходит в нижний каньон до впадения в Енисей. В Енисей Хемчик впадает при средней и малой воде одним руслом у правого коренного берега, вынося в среднем около 150 м/сек мутной воды, богатой взвешенными частицами. Для Хемчика характерны резкие подъемы воды летом, особенно в июле-августе.

Река Хемчик

Река Хемчик

 

День 8.

Сегодня проедем около 160 км.

После знакомства с каменным изваянием «Чингисхан» начинаем подъем в горы Западного Саяна, на перевал Саянский, а затем на турбазу «Снежный барс», находящуюся уже в Хакасии.

Проезжаем Кызыл-Мажалык. Видны заснеженные горы. Из Кызыл-Мажалыка поехали в южном направлении в сторону села Бижиктиг-Хая. После поворота на село, перед 8-километровым столбиком поворачиваем вправо. В 300 м от дороги стоит изваяния, над которым возведена беседка.

Каменное изваяние «Чингисхан»

Каменному воину более 1200 лет, он относится к тюркскому времени и к грозному завоевателю Чингисхану он никакого отношения не имеет. Но это не уменьшает интереса к этому памятнику. На тувинских степных просторах и в горных долинах было около 200 таких изваяний, являющихся предметом поклонения. К сожалению, многие изваяния безвозвратно утрачены. Часть их была выкопана и установлена при Республиканском краеведческом музее в Кызыле.

Каменное изваяние «Чингисхан»

Каменное изваяние «Чингисхан»

Из Кызыл-Мажалыка поехали в сторону Ак-Довурака и далее в северном направлении по трассе Ак-Довурак — Абаза. Начинаем постепенный подъем по южным отрогам Саян. Степная растительность покрывает горы. Первое примечательное место на нашем пути – мост через реку Алаш (23 км). Довольно крупная живописная река. С моста сквозь прозрачную, слегка зеленоватую воду видны разноцветные окатанные валуны. Можно представить, каким становится Хемчик, приняв воды Алаша!

На 35 км поднялись после короткого, но крутого подъема на Акский перевал (1196 м). Спускаемся к реке Ак-Суг. Пейзаж меняется. Узкое ущелье с возвышающимися над ними крутыми горами поросло тополями вперемежку с лиственницами. Живописные виды начинают сменять один другой. На 48 км находится укрепленный пост ГАИ. Останавливаемся для регистрации транспорта.

Знакомство с бытом тувинцев

Знакомство с бытом тувинцев

Лес разрежен веселыми полянами. На многих полянах стоят круглые тувинские юрты, пасется скот. Над долиной высятся крутые горы. Они сначала голые, потом на них взбираются лиственницы. Лес становится гуще, постепенно превращается в светлую тайгу. Проезжаем два кафе.

Основной подъем на Саянский перевал начинается километров за 12. Нам предстоит подняться более чем на 500 м, хотя весь сегодняшний день мы и так поднимались. Постепенно выезжаем из тайги. Лес редеет, появляются обширные поляны. Поднимаемся по серпантину выше границы леса. Выстроились гольцы, изрезанные многочисленными карами. Их высоты около 2500 м, но восточнее от нас находится гора Мунгаш-Куль (2826 м), на западе Каратош (2930 м), на юге Кызыл-Тайга (3121 м). Это высочайшие вершины Западного Саяна, посещение каждой из которых может являться хорошим туристическим маршрутом. Здесь магистральный хребет Саян называется Сайлыг-Хем-Тайга. Собственно его и пересекает Саянский перевал. Высота перевала 2211.

На Саянском перевале

На Саянском перевале

Интересно! Саянский перевал часто называются «Сотым» по километражу – он находится на сотом километре от Ак-Довурака.

Западный Саян

Западный Саян протянулся с юго-востока на северо-запад на 650 км. Ограничивается с запада Шапшальским и Абаканским хребтами. Начинаясь в верховьях реки Абакан, он тянется широкой полосой, постепенно суживающейся от 200 до 80 км, до стыка с хребтами Восточного Саяна в верховьях рек Казыр, Уда и Кижи-Хем. С севера к Западному Саяну примыкает обширная всхолмленная Минусинская лесостепная котловина, а с юга — сухая степная котловина Центральной Тувы. Саянский каньон – долина реки Енисей разбивает главные водораздельные хребты Куртушибинский, переходящий на севере в хребты Араданский, Ергаки, и Саянский хребет. От последнего отходят хребты Сайлыг-Хем-Тайга, Кантегирский. Все они имеют альпийские формы: острые пики, гребни, крутые склоны. На юго-западе Западного Саяна расположено Алашское нагорье с главной вершиной всей горной системы горой Кызыл-Тайга (3121 м).

Быстро спускаемся, снова въезжаем в кедровую тайгу. На 119 км (301 км от Абакана) поворот влево, на турбазу «Снежный барс». От поворота по хорошей грунтовке проехали еще 2,7 км. Поворот находится перед мостом через реку Стоктыш, которая сливается здесь с рекой Большой Он. В верховьях реки Стоктыш находятся живописные Стоктышские озера – цель предстоящего радиального выхода.

На базе нас ждет долгожданная баня, ночевка в теплых домиках, приятное общение и застолье в кафе. Баня оказалась вполне хорошей, пикантность придало ныряние в небольшую запруду на реке Стоктыш. Надо сказать, что электроэнергией база питается от мини-ГЭС на реке Стоктыш.

День 9-10.

Радиальный выход на Стоктышские озера. В 10-й день спускаемся вниз по реке Она, где и становимся на привал.

Второе Стоктышское озеро

Второе Стоктышское озеро

Стоктышские озера расположены севернее от «Снежного барса». Несколько каровых озер, два из которых выделяются большими размерами – до километра. Наиболее живописное Второе Стоктышское озеро, расположенное в верховье левого истока реки Стоктыш. Расположились озера в выпаханных древним ледником карах, над которыми возвышаются скальными стенами гольцы. Вершина самого высокого гольца Кохош поднимается на высоту 2524 м. Высота самих озер над уровнем моря 1980 м. Здесь растут редкие деревья, выше горная тундра – мы находимся на границе леса. На северо-восточном берегу Второго озера расположены две неплохие стоянки. Поиски дров займут некоторое время. С севера в озеро впадает ручей, каскадом разбиваясь о камни. Он в свою очередь вытекает из маленького озера, расположенного выше.

Подняться на озера лучше от дороги, ведущей на Саянский перевал. Тропа начинается в 50 м выше 115-километрового (305 км со стороны Абакана) столбика, напротив заболоченного озерца, расположенного на противоположной стороне дороги. Часа за три по торной тропе можно добраться до Первого озера (около 6 км), затем около 1,5 км до Второго.

После спуска с озер едем вниз по Большому Ону. Удивительно насколько быстро, буквально за какие-то 20 км от истоков река набирает силу. В месте, где расположены остатки деревушки Большой Он река Большой Он, сливаясь с Малым Оном, впадает в реку Она. Далее идет довольно полноводная река, впадая через 70 км в Абакан. Здесь, на одном из плесов реки мы и останавливаемся на ночевку. Достаем снасти, надеясь на удачу в рыбалке.

День 11.

Сегодня проедем 255 км.

Археологический день – знакомимся с историческими памятниками Хакасии.

На 188 км после моста через Кара-Суг и своротка на Кубайку ушли от Оны и начали подъем на Ангольский перевал. Высота 1014 м. Вершина находится на 197 км. На подъеме развязка с односторонним движением. Спускаемся в долину небольшой речушки Карасибо. По дороге до Абазы нам придется преодолеть еще один перевал Ханжульский (Канджульский) на 222 км. Серпантин из нескольких витков, некоторые из которых довольно круты, поднимает нас на высоту 1002 м. Открывается восхитительная панорама Западного Саяна: море тайги, отроги встают один за другим, упираясь на юге в гребень Джебашского хребта. На спуске проехали по мосту реку Канджуль. Въезжаем в Абазу на 234 км. Город после моста через Абакан и вправо. Прямо трасса, куда мы и едем.

В Полтаковском парке-стелариуме

В Полтаковском парке-стелариуме

 

На 243 км преодолеваем очередной небольшой перевал высотой 980 м. Спустились, выехали из тайги: предгорья, поля. Но и этот пейзаж вскоре заменяется на новый — степь среди невысоких, почти безлесных гор. Проехали поворот на Таштып, Имек, Н. Тея. Пошла «могильная степь». По сторонам дороги то и дело попадаются курганы, имеющие своеобразную форму. Камни ограды иногда достигают впечатляющих размеров. На 289 км развилка, повернули в улус Полтаков. В селе доехали до развилки, где стоит знак «Сафронов 18 км». Но в реальности до села оказалось 15 км. Повернули, и проехав немного, оказались перед местным Домом культуры. Здесь находится знаменитый Полтаковский парк-стелариум. В него собраны стелы (их около ста) с курганов, раскопанных во время строительства в этих местах оросительных систем. На стелах огромное количество наскальных изображений эпохи бронзы — средневековья. Большинству камней более 4 тыс. лет. Организован парк в 70-х годах прошлого века.

Отправились в улус Сафронов. По дороге видим множество курганов, некоторые имеют солидные размеры. Но нас ждет что-то более впечатляющее! Уже на подъезде к селу видны курганы на возвышении над селом в 2 км севернее.

Сафроновский могильник

Сафроновский могильник

Сафроновский могильник – самый экзотический и живописный курганный могильник Хакасии. На его поле расположено 50 курганов. Но самые загадочные из них 4 кургана, они окружены камнями причудливой формы, высота которых достигает почти 7 метров. Возраст могильника около 2,5 тыс. лет. Он относится к тагарской культуре. Все камни покрыты рисунками. Большая часть имеет отношения к шаманской культуре. На них изображены магические знаки, космические символы, фигуры людей и зверей, многие родовые знаки.

На 303 км – справа на подъезде к улусу Анхаков комплекс «Улуг-Хуртуях-Тас».

«Улуг Хуртуях Тас»

Историко-культурный комплекс, вблизи улуса Анхаков на территории Аскизского района. В переводе на русский язык — большая каменная старушка. Это образ женского начала, степная богиня. Каменному изваянию 4,5 тысяч лет и находится оно в центре 35 километрового Аскизского могильника (от с. Есино до Аскиза). Посреди стеклянной юрты стоит каменная старуха, взгляд ее обращен на восток, в сторону восходящего солн¬ца. ЮНЕСКО, причислившее хакасский менгир Хуртуях Тас к мировому культур¬ному наследию, оценило его в 1,5 миллиона долларов.

«Улуг-Хуртуях-Тас»

«Улуг-Хуртуях-Тас»

 

Проехали Бельтырское, Апчинаев. На 319 км подъехали к Аскизу. На 320 км на кольце уходим влево на другую трассу. Используем новую нумерацию дороги. На 23 км — В. Аскиз. На 37 км — Казановка. На 38 км после моста стоит указатель «Музей 6 км». По хорошей гравийке доехали до юрточного комплекса.

Хакасский национальный музей-заповедник «Казановка» находится в 6 километрах на северо-восток от села Казановка. На его территории расположено более 2 тыс. памятников археологии, и каждый год открывается 30-40 новых. Заповедник был создан в 1996 году. Сейчас в нем работают всего три сотрудника. Основная задача музея-заповедника — сохранение природных и историко-культурных ландшафтов, восстановление и развитие основных форм жизни местного населения, сбор, изучение, формирование и охрана фондов. Территория «Казановки» составляет 18433 гектаров, и границы его обозначены так, что по ним компактно расположены шесть населенных пунктов, где проживает преимущественно коренное население.

День 12.

Сегодня проедем 220 км.

Из Хакасии отправляемся по таежным местам Горной Шории в Кемеровскую область.

Выехали в сторону Междуреченска. Пейзаж сменяется на таежный. На 51 км Бирикчуль. Одна улица вытянулась в длину почти на 9 км. Выехали из деревни, кончился асфальт. Перевал Аян (943 м) находится на 79 км. 83 км развилка. На Бискамжу вправо, мы же едем прямо. Поднимаемся. Живописные виды. Хочется задержаться, но впереди еще долгий путь – необходимо ехать. Слева от нас лог, над которым встают, укрывшиеся в тумане вершины (1393 м). Появились отвалы и здания. Проезжаем Вершину Теи. Указатель на Балыксу.

Шорская тайга

Шорская тайга

Внимание! Следите за указателями. Дороги здесь разветвляются, то и дело уходя в промзону.

Поселок находится на относительно большой высоте (около 1000 м), на своеобразном водоразделе. Небольшой подъем и спуск. Километровых столбиков больше нет. Идет строительство дороги. Едем по реке Большая Шора и через 22 км от Вершины Теи добираемся до поселка Шора. Снова начали подниматься на перевал — Шорский. Его высота 879 м. Спускаемся по реке Нижний Азысхол. Проезжаем мост через реку Балыкса. Сразу за ним развилка, стоит указатель «Усть-Веселый 3; Балыкса 14».

Начинается сложный участок нашего пути, проезжий только для внедорожного транспорта. Его длина до поселка Ортон 56 км и на преодоление этого пути может уйти около 4 ч. Особенно сложно здесь в распутицу.

Внимание! Вместо 3 км до поворота в Усть-Веселом оказалось 5 км.

Усть-Веселый когда-то был небольшим поселением. Сегодня кроме развалин ничего замечено не было. Долина Балыксы изуродована драгой, некогда прошедшей здесь. Это места золотодобычи. Дорога иногда проходит непосредственно по отвалам.

Очередной брод

Очередной брод

В Усть-Веселом поворачиваем вправо и начинаем подниматься по ручью Веселому 10 км до вершины перевала. Проехали развилку на подъеме, выбрали левую дорогу. Высота перевала Веселого 882 м. Здесь проходит граница Республики Хакасия и Кемеровской области. На спуске участок дороги метров 50 идет по руслу реки Федоровки. Дорога каменистая, много луж, броды. Подъехали к броду через реку Ортон. Здесь же, чуть ниже брода Федоровка сливается с Ортоном. После брода стоит указатель «Прямо — тупик, влево – Ортон». Вскоре проезжаем развалины Большого Ортона, после которого уходим правее, в сторону от реки и поднимаемся на перевал Ортон. Его высота оказалась 705 м. Спустились, выехали к реке Ортон. Едем по правому берегу несколько километров. Дорога улучшается и наконец-то подъезжаем к поселку Ортон. Подъезжаем к шлагбауму – здесь находятся колонии. Проверяют документы у водителя. Мост слева от нас соединяет поселок на двух берегах. Здесь сливаются реки Ортон, Базас, Колос. Эти воды потекут далее до впадения в Мрассу, а затем и в Томь.

Лето в этом году выдалось весьма дождливое. Да и сейчас здесь много воды. Монотонные ныряния в огромные лужи на дороге весьма притомили. И не смотря на окружающую красоту, хотелось уже поскорее добраться до пункта назначения и разбить лагерь.

Уходим на север, вверх по реке Колос. Начинается нумерация дороги. Хорошая гравийка через 84 км должна нас привести к понтонному мосту через реку Томь, откуда 4 км до Междуреченска. На 27 км перевал Изыгаш (985 м). Серпантин приводит нас на высоту 985 м, с которой открывается замечательный вид на шорскую тайгу. Особенно красиво здесь осенью, когда разноцветие березы, осины, рябины выделяются на фоне пирамидальных пихт и строгих елей. И вся эта красота убегает в безграничную даль. Море тайги кажется безбрежным и в теплые осенние дни кажется особенно приветливым. Не смотря на относительно небольшие высоты, горы кажутся высокими и величественными. Гольцы притягивают к себе также как и в больших горах.

На привале

На привале

Спускаемся по реке Б. Изыгаш. Недолгий спуск сменяется подъемом на новый перевал Майзас. Он поменьше предыдущего (739 м). Его проезжаем на 50-м км. Спускаемся по реке Б. Майзас. На 81 км въехали в деревню Майзас. На 84-м км снова шлагбаум. Нас как туристов пропускают без лишних расспросов. Наконец-то выезжаем к понтонному мосту через Томь. Отсюда остается 4 км до Междуреченска.

День 13.

Сегодня проедем 250 км.

Из Междуреченска возвращаемся в Бийск.

День 14.

Отдых и отправка домой.